Всемирный банк пытается оживить водный консорциум Центральной Азии
2004-03-31 20:00:09, /АКИpress/
Всемирный банк надеется убедить Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан согласовать условия совместного использования водных и энергетических ресурсов региона, однако не рассчитывает на скорый компромисс, сообщает Рейтер.
Кыргызстан - одна из беднейших стран региона, владеющая значительными водными ресурсами и гидроэлектростанциями (ГЭС), вынуждена превышать нормы зимнего сброса воды для производства электроэнергии, так как не может позволить себе покупать топливо. В свою очередь, Казахстан и Узбекистан - потребители воды - летом сталкиваются с ее дефицитом, а зимой - с затоплением своей территории.
Страны заключили в 1998 году соглашение о создании водно-энергетического консорциума, которое предусматривало поставки топлива Кыргызстану в обмен на соблюдение графика сброса воды, однако оно не помогло решить эти проблемы. «Проблема в том, что существующее соглашение не выполняется надлежащим образом», - сказал Рейтер 30 марта 2004 г. главный специалист Всемирного банка по энергетике в Центральной Азии Рагувир Шарма.
Миссия Всемирного банка, посетившая Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан (который сталкивается со схожими проблемами) и Узбекистан, пыталась продемонстрировать местным властям выгоды соглашения. В частности, по словам Шарма, Казахстан и Узбекистан могли бы увеличить покупку экологически чистой электроэнергии киргизских и таджикских ГЭС и получать доходы от торговли кредитами на эмиссию парниковых газов в рамках Киотского протокола, который пока не вступил в силу.
По мнению аналитиков Всемирного банка, для того, чтобы Кыргызстан мог осуществлять сброс воды преимущественно летом, покупая топливо зимой, Казахстан и Узбекистан должны ежегодно выплачивать ей от $35 до $67 миллионов, установив фиксированную плату в размере около $20 миллионов и переменную плату за услуги по хранению воды и за электроэнергию, которая будет зависеть от погодных условий.
«Я не рассчитываю, что они немедленно согласятся», - сказал Шарма. «Каждый (участник соглашения) должен увидеть, что он выигрывает... Наша задача - помочь им увидеть это, - добавил он. - Мы не можем навязать им эти соглашения, все зависит от воли самих стран».