Живые бомбы на улицах узбекских городов
Деловая Неделя, Андрей САИДОВ - Ташкент, Махамбет АУЕЗОВ - Алматы
ВЗРЫВЫ В УЗБЕКИСТАНЕ напомнили ситуацию пятилетней давности, когда в Ташкенте едва избежал гибели сам президент Каримов. Расследование тех терактов, по мнению многих, привело к «закручиванию гаек» в стране, в отношении которой все чаще говорили о нарушении прав человека. Новые теракты также могут стать причиной похожих явлений. Террор в Узбекистане имеет ярко выраженный антиправительственный характер и вряд ли имеет связи с событиями в Ираке или Мадриде. Корни его - в социальной, экономической и политической обстановке в Узбекистане.
Хроника трагедии
В понедельник утром произошло два взрыва с разницей в тридцать минут в так называемом «старом» городе столицы. Две женщины-смертницы подорвали себя поочередно сначала в 8.00 около магазина «Детский мир» около станции метро «Чор-Су» и в 8.30 около автостанции в том же районе. Как заявил журналистам на брифинге генеральный прокурор Узбекистана Рашид Кадыров, террористическим актам в Ташкенте предшествовали нападения неизвестных лиц на сотрудников правоохранительных органов. В ночь с воскресенья на понедельник, например, сотрудники дорожной милиции остановили для досмотра автомобиль «Жигули», в котором находились два человека. Пассажиры автомобиля выбросили из машины две хозяйственные сумки и оказали сопротивление. Один из них был задержан, второй бежал. В сумках были обнаружены самодельные взрывные устройства. Далее в течение ночи в разных районах Ташкента были совершены два вооруженных нападения на сотрудников милиции. У убитых сотрудников правоохранительных органов нападавшие забирали табельное оружие. Только после этого утром и прогремели два взрыва в старогородской части Ташкента, неподалеку от одного из самых крупных столичных базаров. В результате первого взрыва погибли два сотрудника милиции, один ребенок и сама женщина-смертница. Двадцать один человек был ранен. Во время второго взрыва погибли женщина-смертница и один сотрудник милиции.
Вместе с тем надо отметить, что сегодня официальные власти знают и о том, где готовились взрывные устройства. Незадолго до этого в населенном пункте Кахрамон Рамитанского района Бухарской области Узбекистана в воскресенье, 28 марта, в 22.00 прогремел взрыв. По словам генерального прокурора страны, в этом доме хранились 50 пластиковых полулитровых емкостей с взрывной смесью, состоящей из алюминиевой пудры и аммиачной селитры, 920 килограммов алюминиевой пудры, инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств, один автомат Калашникова, два пистолета, литература, рассказывающая о религиозных движениях «Хизб-ут-Тахрир» и ваххабизме, средства радиосвязи. В результате этого взрыва погибли десять человек, в том числе и один ребенок. Сам хозяин и еще трое его родственников с ранениями были доставлены в больницу. Следствие считает, что взрыв произошел из-за неосторожности, когда случайно сдетонировало одно из взрывных устройств.
Со своей стороны, министр иностранных дел Узбекистана Садык Сафаев оценил эти события более масштабно. По его мнению, в последнее время наблюдается активизация глобального мирового терроризма. Теракты сегодня происходят в Испании, на границе Афганистана с Пакистаном, в Узбекистане. Очень многие страны Европы и Америки уже пострадали от терроризма. Однако, как сказал господин Сафаев, нельзя утверждать, что все эти теракты являются плодами замысла какого-то одного «мозгового центра». По мнению главы внешнеполитического ведомства Садыка Сафаева, все теракты были совершены с целью дестабилизации обстановки в городе. Однако этого не произошло. По его словам, все учреждения работают в прежнем режиме. Да и среди самих жителей паники не наблюдалось. Впрочем, по информации, распространенной Kazahstan Today, со слов корреспондента Deutche Welle, за последние дни столицу Узбекистана покинули несколько десятков тысяч жителей. «...Очередь машин, на которых ташкентцы стремятся покинуть столицу, нескончаема. По приблизительным расчетам журналистов, Ташкент за последние сутки покинуло около 30 тысяч автомашин - это четвертая часть автопарка столицы», - передает Kazahstan Today.
Рашид Кадыров сказал, что за двое суток погибли девятнадцать человек, шестеро из которых сотрудники правоохранительных органов, ранены - двадцать шесть человек. Однако все это оказалось только началом. Уже во вторник утром поступили сообщения о взрывах и перестрелке в ближайшем пригороде Ташкента, в поселке Ялангач. Перестрелка между боевиками и сотрудниками правоохранительных органов продолжалась там от пяти до шести часов. Сам поселок был полностью оцеплен вооруженными милиционерами. Как сказал один из местных жителей, непосредственно боевиков обезвреживали части специального назначения. Наш корреспондент прибыл на место разыгравшейся трагедии, когда бой еще далеко не закончился, и отчетливо слышал автоматные очереди, одиночные выстрелы и несколько взрывов. Началось столкновение примерно в девятом часов утра по местному времени с того, что, по словам очевидцев, женщина-смертница попыталось взорвать рейсовый автобус. Однако сотрудники милиции повернули автобус в другую сторону и открыли по женщине огонь. Она упала, раздался взрыв. Согласно официальным данным, группа боевиков насчитывала двадцать человек, и среди них было не менее пяти женщин. Во время всего этого кошмара, по словам очевидцев, женщина-смертница подорвала себя возле одноэтажного жилого дома. Его жители сказали журналистам, что голова смертницы перелетела через забор и упала во двор.
После того как завязался бой, боевики засели в квартире жилого дома, которую они снимали уже некоторое время, и стали отстреливаться. Как сказал один из очевидцев событий, они оборонялись «до последнего патрона». Интересно, что столкновение произошло столь стремительно, что власти даже не успели эвакуировать жителей поселка. Все мирные жители все это время сидели в своих квартирах. В результате многочасового боя, по сообщению узбекского информационного агентства УзА, «...террористы в количестве двадцати человек подорвали себя посредством самодельных взрывных устройств...». Однако на самом деле подорвали себя не все боевики, так как корреспондент «ДН» на месте трагедии видел пятерых погибших от пулевых ранений. Кроме боевиков, согласно официальному сообщению Министерства внутренних дел, погибли три сотрудника милиции, пять милиционеров получили ранения различной степени тяжести. Погиб также и один местный житель.
Как считают наблюдатели, подобная серия терактов, скорее, должна была проводиться на территории страны не в это время, а несколько позже. Хотя теракты были подготовлены на достаточно профессиональном уровне, и генеральный прокурор, и министр иностранных дел Узбекистана подтверждают, что к ним готовились долго и тщательно, по-видимому, планы боевиков спутал случайный взрыв дома в Бухарской области, где, скорее всего, и производились взрывные устройства. Чтобы по горячим следам спецслужбы не обнаружили группы боевиков, последние не стали дожидаться подходящего случая, а решили выступить теми силами, которые имелись в наличии на данный момент. Видна и целенаправленность этих выступлений. Теракты совершались рано утром, то есть тогда, когда было меньше вероятности, что от них пострадают мирные жители. Объектами нападения боевиков были сотрудники правоохранительных органов или, другими словами, представители власти. Даже во время ожесточенного боя в пригороде Ташкента агрессия боевиков не была направлена против мирных жителей. Хотя они, конечно, могли взять в заложники целый жилой дом или просто устроить кровавые бесчинства на улицах поселка (двадцать вооруженных людей вполне в состоянии устроить массовые убийства безоружных жителей). Однако этого не произошло. Те из боевиков, которые не были убиты солдатами спецназа, не сдавались. Они убивали сами себя.
Последний взрыв произошел в Ташкенте уже 31 марта. Операция спецслужб продолжалась до утра 1 апреля. По официальным данным, в результате оперативно-розыскных мероприятий, правоохранительные органы «вычислили» человека, который подозревался в причастности к событиям последних дней. При попытке его ареста этот человек взорвал себя неким взрывным устройством. Более никаких комментариев журналистам предоставлено не было.
Почему?
Если говорить о причинах этих событий, то, по мнению известного узбекского журналиста Сергея Ешкова, их может быть две. Первая - это так называемая «разведка боем», проверка на прочность основных столпов режима - силовых структур. Вторая - своеобразный «выстрел «Авроры». Другими словами, призыв к действию, когда боевики надеются, что их поддержит население, особенно население Ферганской долины. Что может предпринять в дальнейшем правительство? Все, что угодно. Директор узбекского представительства международной правозащитной организации Human Rights Watch Элисон Гил опасается, что события последних дней могут стать причиной того, что правительство вновь использует это как оправдание новым репрессиям в отношении верующих мусульман, называя их всех скопом испытанным термином «религиозные экстремисты». Подобное, кстати, уже происходило после взрывов в Ташкенте 1999 года.
Кстати, в отношении судебных дел и расследования тех терактов есть большие сомнения, порожденные скандальным выступлением главного свидетеля и осужденного Зайнутдина Аскарова. Приглашенные для того, чтобы выслушать опровержение слухов о том, что узбекские власти специально не арестовывали террористов, чтобы иметь повод для репрессий, журналисты услышали совсем другое. Оставленный наедине с прессой (сопровождавший офицер вышел покурить), Аскаров немедленно подтвердил все эти слухи, а также извинился перед оклеветанными им на судах людьми. Этот случай правозащитники считают обоснованием того, что действия узбекских властей по борьбе с терроризмом на самом деле являются преследованием любой оппозиции в стране.
Трагедия в Узбекистане вызывает естественное сочувствие к братскому узбекскому народу. Тем более что закрытие границы с южным соседом непосредственно отразится и на нас. Но тем не менее трудно винить во всем исключительно тех людей, которые презрели право на жизнь - себя и других. Эти террористы - не хладнокровные наемники, выполняющие преступные приказы за деньги. Самоубийственные взрывы - это прежде всего протест против условий жизни. Так, к примеру, в эти же дни подорвал себя в здании парламента в Боливии уволенный шахтер, отчаявшийся найти правду и справедливость в отечестве. Ни религия, ни даже политика в ее низменном - политиканствующем - смысле там, как и здесь, были ни при чем.
Нынешние теракты - продолжение того, что было в 1999 году. И причина их не в агрессивности зарубежных «исламистов», не в подрывном влиянии проповедников экстремизма, а в недовольстве населения социальными и политическими условиями, в которых оно живет. Облечение этого протеста в терроризм и религиозный призыв - лишь удобная форма. Какие-то связи с Афганистаном у террористов в Узбекистане могли быть, но не они являются причинами взрывов, так же, как и война в Чечне - не следствие политики бен Ладена. Просто властям многих стран - от США до России - удобнее видеть в этом происки невидимых сил, преследование которых позволит решить многие другие задачи, главная из которых связана с удержанием власти.