Раковая опухоль
"ResPublica"
В пригороде Оша по инициативе кыргызского общественного объединения «Гражданское общество против коррупции» состоялся семинар «Гражданское участие в обеспечении прозрачности и уменьшении коррупции в Центральноазиатском регионе». Ошская встреча представителей НПО региона стала уже второй по счету в рамках программы «Гражданские мосты в Центральной Азии».
Как отметил председатель Союза журналистов-экономистов Азербайджана Г. Байрамов, ржавчина коррупции не обошла и его страну. Понятие «коррупция» стало уже синонимом Азербайджана и неотъемлемой частью национального менталитета. С коррумпированными чиновниками стало невозможно бороться, как с раковой опухолью, ежеминутно поражающей организм. Причем зачастую незаконному обогащению власть имущим способствуют зарубежные фонды. Складывается парадоксальная ситуация, когда вроде бы все берут, но остаются нищими, констатировал Байрамов. К примеру, в его стране чиновничье кресло в среднем стоит 300 тысяч долларов. Что делает желающий его заполучить? Правильно, продает дом, собирает деньги в долг у родных и друзей. А когда кресло куплено, новоявленному министру первым делом требуется вернуть долги. А для этого необходимо брать взятки! Схема достаточно эффективная и успешно работает не только в кавказских и закавказских странах, но и в центральноазиатских государствах.
Г. Байрамов привел преинтересные цифры. Так, в Азербайджане кресло премьера стоит от 100 тысяч до миллиона долларов, начальника налоговой инспекции 50-500 тысяч долларов, директора филиала банка 10 200 тысяч долларов, директора почты 10-200 тысяч, прокурора от 30 тысяч, председателя суда от 40 тысяч, завотделом образования 20-200 тысяч, начальника газового управления 5-50 тысяч, начальника ЖЭКа от 1 тысячи долларов, учителя средней школы от 500 долларов до полутора тысяч, грузчика в аэропорту 5 тысяч в американской валюте. При том что минимальная зарплата в Азербайджане составляет 1,2 доллара! Зарплата министра равна 500 долларам. Комментарии, как говорится, излишни.
К факторам взяточничества в Азербайджане независимые относят авторитарный, диктаторский режим, с увеличением случаев использования служебного положения госчиновников. С начала 90-х годов в сознании азербайджанцев сформировалась психология невозможности решить проблему без взятки. Что же порождает мздоимство? Чиновники смотрят на госаппарат управления как на источник заработка, а на госдолжности - как на средство увеличения прибыли.
Иная ситуация сложилась в Грузии после знаменитой революции роз. По словам замначальника бюджетного офиса грузинского парламента О. Канделаки, с самого начала новое руководство Грузии во главе с М. Саакашвили поставило во главу угла борьбу с коррупцией. Как сказал Канделаки, коррупция идет параллельно с теневой экономикой, что порождает теневое законодательство, лоббируемое вороватыми чиновниками. Одним из действенных рецептов в этой сфере, по его мнению, лечение больного, а не болезнь. Для успешной борьбы с коррупцией нам всем нужно стать смелее, дать полную свободу средствам массовой информации. По словам О. Канделаки, причиной коррупции в Грузии стала ускоренная приватизация, которая породила коррупционные схемы, своеобразное воровское братство. Для борьбы с коррупцией в Грузию приезжал даже Сорос, был создан даже антикоррупционный документ на самом высоком уровне. Однако до реализации этого документа так и не дошло, Сорос обиделся и уехал, так как ничего в Грузии не поменялось, а ведь американский финансист хотел сделать из Грузии показательный образец борьбы с коррупцией. По его словам, в Грузии не терпят клановость, которую насаждал Шеварднадзе.
Директор казахстанского представительства Транспэрэнси интернэшнл С. Злотников начал с шокирующего заявления о том, что при отсутствии коррупции государство развалится через 3 дня! Так как коррупция уже стала отлаженным инструментом управления, помогает оперативнее решать возникшие проблемы, а также способствует быстрому насыщению рынка товарами, теневые бизнесмены создают рабочие места. Минусами коррупции, по словам Злотникова, при таком раскладе является увеличение бедных, цен на услуги и товары и, наконец, подрыв веры граждан в государство. В эпоху глобализации коррупция - это путь в никуда, констатировал он. В коррумпированных странах коррупция становится инструментом назначения, так как в ход, как правило, идет собранный компромат на тех или иных предпринимателей. 50% казахстанской экономики, по официальным данным, функционирует в теневом секторе.
В постсоветских государствах, говоря о борьбе с коррупцией, правители, как правило, борются со следствием, но никак не с причинами этого опасного явления. То есть идет имитация борьбы с коррупцией, так как по сути государство борется само с собой. В этой связи очень важно создавать прозрачные механизмы управления. Заставить работать принимаемые законы, создать эффективный общественный контроль. Иными словами, нужна политическая воля властей предержащих искоренить коррупцию, а также широкое гражданское участие в этом. Как сказал С. Злотников, зачастую руководство постсоветских стран монополизирует прибыльные отрасли экономики, то есть играет в опасные игры, наносящие прямой ущерб национальной экономике. Эффективной борьбой с коррупцией, на его взгляд, является создание национальной системы неподкупности госчиновников.
Говоря о внешнем влиянии, он сообщил, что как только появляются экономические интересы, зарубежные государства перестают интересовать права человека. Злотников пришел к выводу, что уродливые партийно-советские механизмы все же были лучше, нежели нынешние модели в постсоветских странах. Истинный терроризм исходит от правителей, так как их политика ведет к обнищанию людей. В Казахстане имеются все основы для политической коррупции. Ужесточается контроль за СМИ. На днях принят закон, согласно которому за приведенную цитату из «Вашингтон пост» журналисту грозит тюрьма! В Казтелекоме установлены шифраторы, считывающие Интернет- и телефонную информацию.
Как сообщили эксперты из Узбекистана, там невозможно провести анализ коррупции, так как совершенно нет информации о происходящем. Но совершенно точно, что коррупцией пронизано буквально все сверху донизу. Примечательно, что организацию Транспэрэнси интернэшнл в Узбекистан попросту не пускают. В этой республике все продается и все покупается. Из-за повальной безработицы, чтобы устроиться на работу, необходимо дать на лапу. В стране ощущается постоянный дефицит наличных денег, так как пенсии и зарплату не платят по 8 месяцев. Чтобы пройти собеседование при поступлении в колледж, нужно заплатить деньги. В Узбекистане популярна поговорка «Экзамена не будет, все билеты проданы». В Академии наук РУ систематически проводится аттестация на знание трудов Ислама Каримова. Кто отказывается сделать это или не поет гимн, увольняют. В страну запрещено ввозить больше 50 долларов даже в виде товара, иначе конфискуют на таможне.
Толекан Исмаилова в свою очередь отметила, что в Кыргызстане действует семейно-клановая система. Все ресурсы страны сосредоточены в руках одной правящей семьи. В государстве создана псевдодемократия. Власть полностью узурпирована одним человеком. 80% населения живут в бедности. Средняя пенсия составляет 12 долларов. Кресло акима стоит 50 тысяч долларов. Это страна двойных стандартов. В стране принят закон, позволяющий первому президенту изъять архивы. Российские СМИ систематически помогают властям грязными технологиями. Власть боится перемен, так как сложившееся положение вполне ее устраивает.
Эмиль Алиев (партия «Ар-Намыс») отметил, что кыргызские власти используют уже криминал, организованную преступность в решении своих проблем. А для нейтрализации гражданских независимых активистов и лидеров оппозиционных политических партий создают квази-НПО и проправительственные партии с развязыванием информационных компаний по преследованию неугодных политиков в подручных СМИ.
Представитель из Туркменистана, попросивший ради его безопасности не называть в СМИ его имя, заявил, что Туркменистан входит в пятерку государств с авторитарным режимом. Коррупции в этой полностью изолированной стране способствуют несколько факторов. 1) Узурпация власти одним человеком в лице президента. Сапармурада Ниязова все обязаны величать не иначе как Великий Баши, иначе граждане рискуют быть обвиненными в нелояльности к режиму. Президентскими указами назначаются даже начальники низшего звена, включая работников коммунального хозяйства! С 1995 года там введен испытательный срок для чиновника сроком на год, сейчас этот срок снизился до 6 месяцев. 50% чиновничьих взяток направляется Туркменбаши. Самому взяткодателю остается только 20%, остальные деньги уходят ступенчато наверх. Средний срок пребывания на министерском посту- 9 месяцев. Такое положение дел неизбежно порождает кадровый кризис, так как у госчиновников нет ответственности. Главное для них успеть нахапать денег. Туркменистан ежегодно получает 3,5 миллиарда долларов от энергоносителей, но только 800 миллионов долларов направляется в госбюджет, что порождает хроническое недофинансирование, стагнацию промышленного производства, массовую безработицу. Чтобы устроиться дворником, необходимо дать взятку!!! Рабочие места стали заполнять солдатами, которые тоже вынуждены брать взятки где только можно для своих командиров. Так что коррупция в стане Супермурада Ниязова всеохватна. В закрытом Туркменистане нет ни одного независимого СМИ. У всех изданий, телевидения и радио учредителем является Сапармурад Великий. Зарубежных бюро иностранных СМИ также там нет. С 1992 года действует запрет на подписку зарубежных изданий, в том числе российских. Из российских телеканалов 2 часа вещания идет только по ОРТ, да и то показывают лишь «Поле чудес» и бразильские мыльные сериалы. Единственным Интернет-провайдером является Туркментелеком, который в прошлом году на 250 млн. долларов закупил прослушивающее оборудование, исключающее передачу независимой информации за пределы страны.
За годы независимости в Туркменистан было инвестировано 24 миллиарда долларов. Из этой суммы только 9 миллиардов используется по назначению, остальные деньги страна теряет из-за коррупции! В республике бум строительства гигантских статуй. Так, строительство золотой статуи комплекса Нейтралитета обходится в 300 млн. долларов. Еще в Ашхабаде строится 26-километровая Тропа здоровья стоимостью 150 млн. долларов. Дабы нация была здоровой, народ буквально заставляют ходить по ней туда-сюда! Еще один проект века создание искусственной реки через центр Ашхабада. Эта идея Ниязова обойдется в 230 млн. долларов. Однако фотографировать все это нельзя, вас тут же препроводят в КНБ.
Любопытно, что на работу с российскими дипломами не берут. Так как российские корочки в Туркменистане не признают. Вместо вступительных экзаменов там проходят собеседование, но не на знание школьной программы, а на знание творения президента Ниязова «Рухнама», причем на туркменском языке. Но можно собеседование не проходить, если выложить экзаменатору 25 тысяч долларов. Госслужащие также обязаны проходить аттестацию на знание «Рухнамы», незнание которой ведет к увольнению.
Русских и иных наций в стране практически не осталось. Сегодня Туркменистан мононациональная страна. Студенты обязаны носить тюбетейки, им запрещено носить длинные волосы и бороды.
Представитель таджикской делегации заявил о том, что главной проблемой в его стране остается низкий уровень жизни людей (на душу населения приходится 200 долларов в год). В СМИ действует самоцензура. Общественный контроль за действиями властей весьма слаб.В стране все еще слабы рыночные отношения, зато чрезмерно развито местничество, первым делом у незнакомца спросят, какой клан он представляет. Не стали исключением здесь даже силовые структуры! В республике наблюдается вопиющая правовая безграмотность населения и безработица. В Душанбе все 6 имеющихся заводов не работают. В Таджикистане все еще ощущается поствоенный синдром. Чтобы поступить в вуз, необходимо дать взятку в 2-3 тысячи долларов.
Семинар профинансировал Госдеп США. В нем приняли также горячее участие президент Института демократии в Восточной Европе Ирэн Ласота и Д. Сейтвалиева - глава совета учителей Крыма. И. Ласота сообщила, что программа «Гражданские мосты в Центральной Азии» будет продолжена. Следующая такая встреча состоится также в Кыргызстане, так как в Туркменистане или Узбекистане, по признанию самих же туркмен и узбеков, подобные семинары просто опасны для жизни их участников.
Солто Темир, город Ош