Кавказ - Центральная Азия: пересекутся ли параллели?
При всех своих различиях эти два региона объединяет много общего, в том числе стремление к политическим переменам
Шахин РЗАЕВ (Бишкек-Алматы-Баку), "Эхо"
В середине марта координаторы Британского института по освещению войны и мира (IWPR) Шахин Рзаев и Маргарита Ахвледиани совершали ознакомительную поездку по странам Центральной Азии. Предлагаем читателям путевые заметки координатора IWPR в Азербайджане Шахина Рзаева.
БИШКЕК - КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ...
Бишкек - по киргизски означает ложка для перемешивания кумыса. Вообще-то при основании нынешняя столица Кыргызстана называлась Пишпек. Потом с 1926 года по 92-й город носил имя Фрунзе. Раньше в Кыргызстане было много чего названо именем этого красного командира. Сейчас же бросается в глаза обилие объектов "имени "Манаса" - киргизского эпоса, недавно отметившего свое тысячелетие. В этом году Бишкек отметил тоже юбилей - свое 125-летие. Но, пожалуй, главное событие в жизни страны ожидается в следующем году - президентские выборы. Но об этом попозже.
Говорят, в Бишкеке около миллиона жителей. Не будем спорить, хотя по размерам этот городок представляет собой что-то среднее между Сумгайытом и Ахмедлами. Улицы по-московски широкие, кварталы строго квадратные, высотных домов почти нет, зато очень много деревьев и по ним бегают белки.
Киргизы дружелюбный и гостеприимный народ. Очень много молодежи, особенно девушек. Интересный факт - среди 20 участников семинара для студентов журналистских факультетов оказалось всего двое молодых людей.
До сих пор в обществе сильны традиции кочевничества. К примеру, если вы в гостях не доели свое блюдо, спокойно можете завернуть остатки в кулек и взять с собой. Даже в ресторанах европейского типа официанты любезно завернут вам недоеденные фрукты или десерт.
Бишкек встретил нас мартовским снегопадом. Возможно, по этой причине по дороге из международного аэропорта (естественно, имени "Манаса") не горел ни один дорожный фонарь. И это в Кыргызстане, где главное место в экономике страны занимает электроэнергетика. Однако у водителя такси была другая версия причин темноты: "Да поворовали все провода!"
ОАЗИС ДЕМОКРАТИИ ИЛИ МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ?
Издали может показаться, что Кыргызстан это - оазис демократии и гласности в окружении сплошь авторитарных режимов. Посудите сами, с одной стороны Китай, с другой - Узбекистан, совсем рядом Афганистан. Лично меня поразила цифра - в стране с пятимиллионным населением более трех тысяч зарегистрированных НПО. Один только Сорос вложил более 20 миллионов (!) долларов в сферу образования Кыргызстана, это больше, чем во все остальные страны региона, вместе взятые. Около 60 миллионов долларов "на развитие демократии " в 2003 году выделило правительство США.
Профессионалов могут удивить также и тиражи газет. Нас уверяли, что тиражи ежедневных газет доходят до 20 тысяч, а субботних выпусков до 60. Это еще называется трудными временами, лет пять назад тиражи якобы были вдвое больше. Это казалось тем более странным, если учесть, что народ в Кыргызстане живет отнюдь не так богато, чтобы ежедневно тратиться на покупку стольких газет (одна газета стоит до 10 сомов, то есть около 25 центов). Да и содержание большинства газет никак не свидетельствовало в пользу таких тиражей. Я поинтересовался у нескольких киоскеров, какие же газеты самые популярные. И все они как один отвечали, "российские". Все-таки я склонен думать, что издатели таким образом пускают пыль в глаза читателям, конкурентам, рекламодателям или же спонсору.
В течение первого же дня все оставшиеся иллюзии насчет "оазиса свободы" лопнули. В Кыргызстане, по словам директора Комитета по правам человека Рамазана Дырылдаева, десятки политзаключенных. Самый известный из них председатель оппозиционной партии "Ар-Намус" Феликс Кулов, его осудили на десять лет. Достается от властей и СМИ. Суды штрафуют газеты на такие астрономические суммы, по сравнению с которыми Азербайджан кажется раем для прессы. Например, против одной только газеты "Моя столица - Новости" за полтора года существования было выдвинуто 37 судебных исков на общую сумму 2 миллиона 300 тысяч долларов. До сих пор в Кыргызстане нет никаких верхних ограничений на суммы исков. Но руководитель пресс-службы президента Досалы Эсеналиев заверил нас, что скоро парламент собирается ввести 5-процентную пошлину от общей суммы иска. Он считает, что эта мера должна ограничить суммы исков.
ВСПОМНИТЬ О КИРГИЗСКОМ 13 ЛЕТ СПУСТЯ
Парадоксов в Кыргызстане много. Но такого я не встречал ни в одной другой стране мира. На здании парламента страны, по крайней мере, в первых двух его этажах, где нам довелось побывать, я не встретил ни одной (!) надписи на государственном языке, все надписи, даже таблички на дверях депутатов-националистов, были исключительно на русском языке.
В Бишкеке на русском языке свободно говорят почти все, от мала до велика. Хотя количество русского населения в Кыргызстане и сократилось почти вдвое (550 тысяч в 2004 г. против миллиона в 1989-м), русскоязычным волноваться вроде бы нечего - Кыргызстан первым среди бывших советских республик законодательно закрепил за русским языком статус "официального". Однако не все так просто.
Когда мы были в Бишкеке, в стране активно обсуждался принятый в феврале парламентом закон "О государственном языке". 2 апреля президент Акаев подписал этот закон и теперь, согласно его 10-й статье все делопроизводство в стране должно вестись на государственном - киргизском языке и чиновники обязаны его выучить. Казалось, если есть что-то удивительное в этом законе, так это то, что он принят спустя 13 лет после обретения независимости. "У народа есть право получить информацию от своего чиновника на понятном ему языке", - говорил нам сторонник принятия этого закона, редактор газеты "Трибуна" Ырысбек Омурзатов.
Однако у закона очень много противников, особенно среди русскоязычной интеллигенции. Депутаты-либералы Зайнидин Курманов и Оксана Малеваная намерены оспорить этот закон в Конституционном суде, ибо он "противоречит Конституции и является ничем иным, как попыткой смены политической элиты, вытеснения из ее рядов интеллектуалов в период перед президентскими выборами".
"ВЫ ВИДЕЛИ ЛЕНИНА!"
Наша коллега из Грузии Маргарита Ахвледиани неожиданно для себя оказывалась в центре внимания почти на каждой встрече. "Ну как там ваш Миша?", - без конца спрашивали ее, и очень удивлялись, услышав отдельные критические замечания в адрес Михаила Саакашвили, с недавних пор кумира жаждущих перемен киргизов. На одной из встреч один оппозиционный политик сказал, что очень рад познакомиться с журналистом из Грузии, "ведь вы почти что видели Ленина!", - так образно он выразил свое восхищение грузинской революцией. Удивительным было еще и то, что даже молодые киргизские журналисты и студенты знали всех лидеров грузинской "розовой революции" порой даже лучше меня.
Ожидание перемен - этим живет сегодня весь Кыргызстан. Страна переживает далеко не лучшие времена. В советское время Киргизия была на 4-м месте в СССР по поголовью скота. Сегодня по данным оппозиционных изданий в стране, из 11 миллионов овец осталось 3 миллиона и 70% промышленных предприятий не работают, из-за чего очень высок уровень безработицы.
Главная же интрига предстоящих президентских выборов в том, что власти должны определиться, кто же сможет заменить Аскара Акаева после 14 лет его руководства страной. Правда, поговаривают, что он не прочь продлить себе срок еще на пять лет, но вроде бы США решительно выступили против такого варианта. Злые языки также утверждают, что следующим кандидатом может быть жена президента, весьма образованная Майрам Акаева. Однако основным объектом критики и героем сплетен в оппозиционных газетах является не столько президент, и не его жена, а зять Адиль Тойгонбаев. Говорят он контролирует все доходные отрасли, в первую очередь - алкогольный сектор. Ему же принадлежит популярная газета "Вечерний Бишкек".
Правда, сама киргизская оппозиция отдает себе отчет, что вероятность повтора грузинского сценария у них ничтожно мала. И дело не столько во влиянии России, а в самой оппозиции. В отличие от грузинской, у нее нет главного элемента революции - единого и харизматичного лидера. Кроме всего прочего, исторически так сложилось, что Кыргызстан поделен горным хребтом Тянь-Шань на север и юг. И это разделение дает о себе знать во всех отраслях жизни общества, а в политике - особенно. Так что объединения оппозиции в ближайшее время ожидать не приходится.
ОДНА НАЦИЯ - ДВА ГОСУДАРСТВА?
Эту крылатую фразу Гейдара Алиева вполне можно применить к Казахстану и Кыргызстану. Оба эти народа потомки тюрков-кыпчаков, языки довольно похожие, да и внешне казаха легче спутать с киргизом, чем, скажем, с узбеком. Однако стоит только перейти киргизо-казахскую границу, как, словно в компьютерной игре, попадаешь на совершенно другой уровень.
Кто возвращался поездом из Тбилиси в Баку поймет. Неоднократно я наблюдал, как иностранцы, проехав убогую и жалкую на вид грузинскую станцию Гардабани, восхищались чистотой и порядком нашего Беюк-Кесика. Аж распирало от гордости. Примерно такие же чувства должен испытывать казах, ступив на родной таможенный пункт Кордай, расположенный на автомобильной дороге из Бишкека в Алматы.
От Бишкека до Алматы максимум три часа езды. Но уже при подходе к Алматы, мы битый час потеряли в автомобильных пробках. Огромное количество автомобилей, красивые заправочные станции и обилие рекламы были верными признаками того, что мы в богатой нефтью (и не только ею) стране.
АЛМАТЫ - ГОРОД КОНТРАСТОВ
Если уж пойти дальше по аналогии Грузия-Азербайджан, то Алматы придется сравнить с Баку. Хотя это уже давно не столица Казахстана, однако по-прежнему его главный город. В Алматы проживает 1,2 миллиона жителей (тут уже нет никаких сомнений). Его часто называют городом землетрясений. Это было одной из официальных причин переноса столицы Казахстана в Астану, хотя все прекрасно знают истинную причину - она в том, чтобы раз и навсегда пресечь территориальные претензии северного соседа и его политиканствующих писателей-лауреатов. Надо отдать должное президенту Назарбаеву в этом вопросе, он за довольно короткое время исключительно за счет своей воли заново выстроил новую столицу - Астану. Говорят, на это ушли и продолжают уходить огромные деньги, миллиарды долларов, но, наверное, только история сможет рассудить, насколько верным было решение о переносе столицы.
Тем, кто будет в Алматы, настоятельно рекомендую посетить Зеленый базар. Это место, где можно не только почувствовать пульс города, но при необходимости бесплатно наесться досыта, ибо каждый продавец просто умоляет попробовать его товар. Однако, предупреждаю, некоторые продукты, например верблюжье молоко, могут вызвать нежелательную реакцию вашего желудка. Кстати, я так и не встретил наших земляков на этом базаре, не считая одну старую беженку, месхетинку, которая сперва из Ферганской долины переехала в Азербайджан, но год назад решила вернуться в Центральную Азию и попала в Алматы.
Алматы напоминает Баку, прежде всего новостройками. Будучи в Бишкеке мы уже успели отвыкнуть от вида многоэтажных домов. Строительство в Алматы идет почти такими же темпами, как у нас. Зато, в отличие от нас, под это дело выделен отдельный квартал и новостройки не вырастают за одну неделю в историческом центре города. Однако нет правил без исключений. Есть в Алматы променад, пешеходная часть улицы Жибек жолы, наподобие нашей Торговой. Так вот, прямо посередине этой улицы построен суперсовременный торговый комплекс под тем же именем, но уже по английски - Silk way. Все прогуливающиеся по улице просто вынуждены пройти через этот магазин, чтобы попасть на другую часть улицы. Наши спутники доверительно сообщили нам, что этот магазин принадлежит младшей из трех дочерей Нурсултана Назарбаева - 24-летней Алие.
ТРИ СЕСТРЫ
У президента Назарбаева нет наследника, зато есть три дочери - Дарига, Динара и Алия. Алия Назарбаева прославилась прежде всего тем, что недолгое время была невесткой президента Кыргызстана Аскара Акаева. По поводу этого брака рассказывают анекдот: "Знаете, почему третья дочь Назарбаева вышла замуж не за казаха, а за киргиза?" "Просто третьего зятя казахстанская экономика не выдержала бы!" Однако два года спустя звездный брак распался и Алия вышла замуж за преуспевающего казахского бизнесмена. И ничего, экономика пока терпит. Теперь она курирует большинство строительных объектов и даже построила для своей матери красивый оздоровительный комплекс по дороге на высокогорный каток Медео.
Из трех сестер лишь старшая, Дарига, (ей 41 год) помимо бизнеса решила заняться еще и политикой. Дарига помимо всего прочего владеет фактически всеми крупнейшими республиканскими СМИ. Однако тут кончаются параллели с Азербайджаном, ибо по неведомым пока причинам отец и дочь состоят в различных политических партиях. В день нашего приезда в Алматы в Астане как раз открывался съезд президентской партии "Отан" ("Родина"). Нурсултан Абишевич призывал все прогрессивные силы объединиться в один блок. Дарига Нурсултановна тоже присутствовала в зале и в интервью своему телеканалу сказала, что все слухи о разногласиях между возглавляемой ею партией "Асар" и папиной партией "Отан" являются провокацией. Поживем-увидим.
СЕРГЕЙ ДУВАНОВ - "НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!"
Оппозиция в Казахстане до смешного напоминает нашу. Эдакий клуб, члены которого собираются раз в две недели, чтобы обсудить последние глобальные геополитические тенденции и, если повезет, произнести пару умных слов перед журналистами. Есть у них и свой политэмигрант Кажегельдин, и свой политзек - Жакиянов.
Однако у казахстанских властей есть еще один, пожалуй, самый стойкий и непримиримый противник - журналист и публицист Сергей Дуванов. Диссидент еще с советских времен, он не стал молчать и при независимости. Его разоблачительные статьи, конечно же, довольно субъективны с точки зрения международных стандартов, но он осмеливается говорить о таких вещах, о которых все предпочитают молчать. Сергея и избивали, и сажали в КПЗ, а он все писал и писал. И, наконец, власть два года назад смогла его упечь в тюрьму за ... изнасилование несовершеннолетней. Это была грубо сработанная провокация, которая треснула по всем швам на первом же заседании суда. Тем не менее Сергея приговорили к 3 годам тюрьмы. Нарушения в ходе суда были настолько явными, что даже дочь президента Дарига Назарбаева сделала заявление и выразила свое сомнение в справедливости приговора, добавив при этом, что "отец явно не нуждается в защите такими методами".
Сейчас Сергей на свободе, под давлением международных организаций ему сменили меру пресечения. Он рассказывал нам, что, попав в колонию, попытался объяснить тамошним авторитетам, что не виноват. И услышал в ответ: "Не оправдывайся. Мы и так все знаем. Ты действительно насиловал, но ты насиловал эту власть".
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Основной целью нашего визита было желание наладить контакты с коллегами из Центральной Азии и обсудить возможные совместные проекты. Мы везде ощущали огромный интерес к нашему региону. К сожалению, визит был быстротечен, но IWPR планирует в скором времени организовать ответную миссию и вполне возможно, что в скором времени мы сможем приступить к реализации совместных проектов с участием кавказских и центрально-азиатских журналистов.