Вопросы без ответов
Анна ШАТЕРНИКОВА, Деловая Неделя
Накануне саммита глав правительств стран СНГ, открывшегося вчера на побережье центральноазиатской жемчужины - озера Иссык-Куль, - Министерство внутренних дел Кыргызстана ввело усиленные меры безопасности. За несколько дней до того, как участники саммита разместились в бывшем «цэковском» санатории «Аврора», службы Госавтоинспекции страны усилили патрулирование дорог республиканского значения, а сотрудники ГАИ прошли инструктаж на предмет проявления необходимой в ответственных обстоятельствах бдительности.
Между тем последняя неделя во внутренней политической жизни Кыргызстана была отмечена не только ожиданием события масштаба СНГ. В преддверии встречи с коллегами главе правительства Кыргызстана Николаю Танаеву пришлось пережить несколько неприятных минут, связанных с выпадом нижней палаты парламента страны. Собрание народных представителей, состоящее из 45 человек, считается пропрезидентской палатой в отличие от Законодательного собрания, состоящего из 60 депутатов и в котором сосредоточено ядро оппозиции, периодически требующей отставки главы государства. Тем не менее парламентарии предприняли попытку объявить вотум недоверия премьеру - попытку, впрочем, неудачную. За недоверие главе правительства проголосовали 27 депутатов, при том, что согласие требовалось как минимум от 30. Представительство «группы поддержки» Николая Танаева и вовсе не впечатлило: из 41 депутата, принявшего участие в голосовании, согласие с первым человеком в правительстве выразили и вовсе 14 человек.
В свете предстоящего саммита глав правительств СНГ спор между депутатами и премьером обогатился неожиданными оттенками. Дело в том, что в начале месяца Николай Танаев заявил, что в Бишкеке необходимо построить новый административный центр, включающий дворец республики, дом приемов, гостевые резиденции, гостиницы, деловые, культурные и спортивные центры, ряд других административных зданий. Как сообщает газета «Моя столица», именно отсутствие подобающей инфраструктуры представляется премьер-министру Кыргызстана главной причиной того, что республика не может обеспечить должный уровень безопасности и комфорта официальных делегаций. По словам Танаева, приведенным корреспондентами «Моей столицы», «из-за отсутствия центра приемов глава государства Аскар Акаев уже несколько раз отказывался председательствовать в Центральноазиатском союзе и Шанхайской организации сотрудничества, так как мы не можем принять у себя глав этих стран».
Николай Танаев не замедлил озвучить и план выхода из досадного положения. Согласно этому плану, центр приемов будет построен недалеко от государственной резиденции Ала-Арча, а стоимость проекта оценивается в $250 млн, из них только в $60 млн обойдется строительство собственно центра. Что ж, стремление не ударить в грязь лицом перед гостями, тем паче гостями высокими, свойственно менталитету жителей нашего региона. Хорошо, если желание показать себя во всем великолепии зиждется на прочном финансовом фундаменте. Но поскольку желания и возможности совпадают, увы, не всегда, на какие только рискованные предприятия не идет наш брат, в какие только долги накануне ответственных мероприятий не влезает. И хотя, со слов Николая Танаева, ни копейки бюджетных средств на представительские цели израсходовано не будет, бюджет Кыргызстана тоже не располагает средствами на осуществление грандиозного проекта.
В качестве компромиссного варианта премьер-министр Кыргызстана предложил часть земли из необходимых для строительства 160 гектаров, выделенных под госучреждения, передать частным фирмам, на средства которых и будет построен центр приемов. Депутаты не одобрили идею, отметив ее несоответствие законодательству, Танаев же поспешил оговориться, что окончательное решение по данному вопросу пока не принято. Как сообщает Reuters, премьер обосновал свою позицию, однако спикер палаты приказал отключить телекамеры и звук, чтобы журналисты не слышали ответа Танаева на обвинения. После пятиминутного объяснения глава правительства покинул здание, оставив министров ждать решения своей судьбы.
Впрочем, инцидент вокруг «стройки века» - не единственное событие последнего времени в политической жизни страны. Широкий резонанс вызывает обсуждение нового закона о языке, призванного укрепить позиции кыргызского языка. До сих пор в Кыргызстане, считающемся одним из самых последовательных сторонников российской политики на постсоветском пространстве, статус официальных имели и русский, и кыргызский языки, хотя на практике в деловой сфере преимущественно использовался русский. В соответствии же с новым законодательством делопроизводство надлежит вести на кыргызском языке. Как сообщают информационные агентства, парламентарии, принявшие закон, не учли того факта, что практически все законы в государстве сначала пишутся на русском, а потом переводятся на кыргызский.
По мнению депутатов, голосовавших против реализации норм нового закона, документ в его нынешнем виде сырой и недоработанный, к тому же многие его положения в сегодняшних условиях, в том числе при отсутствии финансовой базы, просто обречены на невыполнение. Как отметил член Законодательного собрания Зайнитдин Курманов, «согласно действующей Конституции никто не может быть ущемлен в правах из-за знания или незнания государственного или официального языка, а данный закон, особенно отдельные его статьи, являются грубым нарушением этой нормы». В то же время сторонники скорейшего внедрения в практику статей закона уверены, что экономическая состоятельность - далеко не единственная составляющая успешной реализации стратегии перевода делопроизводства на государственный язык. На постсоветском пространстве это достаточно красноречиво проиллюстрировали примеры таких государств, как, например, Грузия или Таджикистан.
Пока каждая из сторон отстаивала свою точку зрения, президент Аскар Акаев попытался сгладить острые углы ситуации. На церемонии открытия международного конгресса по русскому языку, состоявшегося сразу после принятия законопроекта, президент Кыргызстана отметил, что для страны развитие русского языка остается важной задачей - как экономической, так и политической. По словам президента, русский язык никогда не терял своих позиций в республике и с получением статуса официального находится под защитой Конституции Киргизии. Президент также отметил, что Киргизская Республика живет в информационном пространстве русского языка. На нем издается около сотни газет, вещает несколько крупных теле- и радиоканалов. По большому счету, соблюдение языкового баланса в интересах как сторонников безоговорочной реализации нового законопроекта, так и тех, кто предпочел бы не торопиться.