Третий евразийский
Султан Акимбеков, "Континент", Казахстан, Алматы
Третий евразийский медиа-форум, который прошел в Алматы в двадцатых числах апреля, без сомнения, уже стал весьма заметным событием на политическом ландшафте нашего региона. Заметно вырос также представительский уровень форума. Об этом говорит хотя бы появление таких политических тяжеловесов, как бывшие заместители госсекретаря США Ричард Перл и Ричард Холбрук. Хотя, очень большой вопрос: зачем вообще приезжают в Казахстан представители разных СМИ со всего мира? Интерес к форуму во многом связан с растущим интересом в мире к событиям в Центральной Азии. Возможно, именно это привлекло многих иностранных журналистов в Алматы. Наш регион является своего рода терра инкогнита для мирового сообщества. И в то же время все чаще в мире начинают говорить о том, что Центральная Азия это стратегически важный регион, что здесь идет сложная борьба интересов, в которую вовлечены такие страны, как США, Россия, Китай. А тот факт, что Центральная Азия находится как раз на стыке между мусульманской и христианской цивилизациями, придает событиям здесь особую интригу. Скорее всего, желание увидеть все своими глазами стало основным стимулом для многих из тех, кто приехал в апреле в Алматы.
Нынешний форум проходит совсем в других условиях, нежели год или два назад. Война в Ираке резко изменила самочувствие мирового общественного мнения. Сегодня уже нет четких критериев определения того, что есть хорошо, а что плохо. Люди все чаще не понимают и не слушают друг друга. Проще всего американцам. Им все объяснили про то, кто здесь плохой парень и как с ним бороться. В США все чаще говорят о противостоянии с исламом, как о своей новой сверхзадаче. На форуме Ричард Холбрук между делом заметил: «не все мусульмане террористы, но все террористы мусульмане». Отсюда можно сделать простой вывод - надо бороться и в итоге победить врага. Ну а кто враг этот, вывод сделать несложно.
Потом он, правда, решил взять свои слова обратно. В ответ представитель «Аль-Джазиры» заявил, что, наверное, хватит навязывать американскую точку зрения на события в мире и одновременно уходить от дискуссии на сложные для американцев темы.
Вообще в мире не так много мест, где могут поговорить представители столь разных точек зрения. Честно говоря, этот диалог не совсем получился, да и не мог он быть плодотворным. Слишком разные у всех точки зрения на события в мире. Хотя, несомненно, можно согласиться с мнением заместителя руководителя администрации Президента Казахстана Марата Тажина, который заметил, что если видеть ислам в качестве источника терроризма, то тот, кто это делает, сам становится фундаменталистом своей «религии».
Другая интрига форума заключалась в том, что в Центральной Азии в обстановке общей нестабильности в мире идет процесс трансформации общественно-политических систем. При этом он проходит на фоне борьбы разных стран за влияние в этом регионе. Обычно это называют «Большой игрой». Однако, например, Марат Тажин не согласился с этим термином. Он отметил, что нельзя автоматически переносить термины позапрошлого века на нашу действительность. Если кто-то употребляет термин новая «Большая игра» в Центральной Азии, то в таком случае возникает пренебрежительное или уничижительное звучание. «Судьбы Центральной Азии определяются в Астане, Ташкенте, Бишкеке, Ашхабаде, Душанбе, а не в Вашингтоне, Пекине или Москве».
В то же время, понятно, что борьба интересов США, России, Китая и Ирана за влияние в Центральной Азии все же существует. Однако главное искусство нашей центральноазиатской политики заключается в том, чтобы во главу ставить интересы своих государств. А для этого надо иметь аргументы на все случаи жизни и уметь разговаривать даже на самые сложные темы. В политике, как известно, нет постоянных друзей, зато есть постоянные интересы. И, наверное, в новых условиях главный интерес любого государства и общества заключается в том, чтобы обеспечить стабильность в нашем нестабильном мире.
Несомненно, особое эмоциональное настроение форуму задало выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и его решение не вносить своего возражения на решение Конституционного совета о несоответствии Конституции некоторых положений законопроекта «О средствах массовой информации». Таким образом, закон, вокруг которого было сломано много копий, не будет принят. Надо признать, что это был сильный политический ход руководства Казахстана. Понятно, что на фоне экономических успехов сильные политические ходы являются не только залогом политического успеха, но, наверное, и одним из основных условий нашей стабильности.