"Континент", Казахстан
В последнее время в СНГ, за исключением Киргизии, отношение к инициативам многочисленных фондов, спонсируемых Джорджем Соросом, мягко говоря, негативное. В Киеве с ним приключился скандал, Сороса облили клеем, водой, а его кортеж закидали яйцами. Для полноты впечатлений российский посол на Украине Виктор Черномырдин назвал Джорджа Сороса мародером.
Не повезло ему и в Узбекистане. Решением властей деятельность Института открытого общества Фонда содействия - Узбекистан, патронируемого Соросом, рекомендовано пройти повторную регистрацию, результаты которой, учитывая жесткие заявления Сороса в адрес Ислама Каримова, предсказать нетрудно. Не дожидаясь развязки, Джордж Сорос принял решение закрыть организацию, потратившую с 1996 года в Узбекистане 22 млн. долларов.
Официальную позицию высказал Минюст: распространяемые фондом материалы искажают «суть и содержание проводимых в Узбекистане социально-экономических и общественно-политических реформ, противоречат национальным интересам и дискредитируют политику государства».
Но есть и более значимые опасения. В последнее время имя известного финансиста и филантропа слишком часто мелькало в прессе в контексте спонсоров и организаторов грузинской «революции роз». А в западной прессе слишком часто проводились параллели между ситуацией в Грузии и Узбекистане.
По-видимому, Ислам Каримов, дабы не доводить до греха, решил поставить точку на «благотворительной» деятельности Сороса на территории Узбекистана. Идеи демократии и открытого общества, конечно, хорошо, но при определенных условиях они начинают представлять угрозу национальной безопасности.
То, что такие условия в Узбекистане налицо, сегодня никто не сомневается. Последние события в Ташкенте и других регионах страны - наглядное тому подтверждение. Что бы там ни говорилось о «Хизб-ут-Тахрир», «Исламском движении Джихад», «Аль-Каиде» и т. д., очевидно, что причины событий лежат внутри страны. Авторитарный режим, не подкрепленный необходимыми социально-экономическими преобразованиями, начал давать сбои, и результат не замедлил сказаться.