Реджеп ГЕЛЬДЫЕВ, Ашхабад, "Деловая Неделя", Казахстан.
Туркменбаши готов устроить экскурсию
В тюрьму
Заявление президента Туркмении Сапармурада Ниязова пустить международных наблюдателей в туркменские тюрьмы прозвучало в среду на полигоне Келята (в 60 км от Ашхабада, предгорье Копетдага), после окончания антитеррористического батальонного тактического учения с боевой стрельбой.
«Мы готовы пустить международные организации в наши тюрьмы», - сказал Ниязов на встрече с руководителями дипкорпуса после окончания военных учений. «Но к террористам мы не подпустим никого», - добавил он. Сапармурад Ниязов, носящий официальный титул у себя в стране Великий Туркменбаши (голова туркмен) и закрепивший за собой пожизненные полномочия, неоднократно критиковался Западом за нарушения прав человека, массовые аресты и репрессии после ноябрьских событий.
Напомним, 25 ноября 2002 года в Ашхабаде произошла так называемая попытка покушения на жизнь президента страны. Тогда Генеральная прокуратура республики назвала это «террористическим актом». Спустя несколько часов после происшедшего Ниязов выступил по туркменскому ТВ и назвал главных подозреваемых. Это бывшие члены правительства, ставшие в эмиграции на путь оппозиции. Организатором теракта президент назвал Бориса Шихмурадова, экс-вице-премьера и экс-министра иностранных дел Туркмении, впоследствии арестованного на пожизненный срок.
Картина признания Шихмурадова, показанная по местному ТВ, напомнила тогда ОБСЕ «сталинские времена», а недавно в Ашхабаде была издана книга, авторство которой приписано Шихмурадову, где он признается в своей вине, называя себя «террористом».
Ранее все попытки ОБСЕ добиться от туркменских властей подключения Ашхабада к работе «московского механизма», а именно доступа ОБСЕ к заключенным и к материалам закрытого следствия не принесли результатов. В то же время по делу террористов проходило свыше сотни людей. Поначалу были привлечены все родственники и близкие знакомые основных обвиняемых. Впоследствии осудили около шестидесяти человек. Многие из них не признались в своей причастности к террористическому акту. Хотя международная инспекция по этому громкому делу категорически отвергалась туркменскими властями, заявления получили широкий резонанс.
Решение туркменского правительства продемонстрировать элементы прозрачности в пенетенциарной системе возникло не на пустом месте. В конце апреля международная правозащитная организация Туркменский хельсинкский фонд распространила заявление, в котором сообщается о подготовке Ген- прокуратуры Туркмении к пересмотру уголовных дел осужденных за причастность к ноябрьским событиям в 2002 году. Эту информацию подтвердил на условиях анонимности работник генпрокуратуры.
По его словам, власти отреагировали на давление ряда международных организаций. В настоящее время идет подготовка следственных документов к независимой экспертизе в целях опровержения мнения о несправедливом судебном разбирательстве по делу о покушении на президента. И все же, обещая приоткрыть завесу в запрещенные места, Ниязов дал однозначно понять, что доступ к осужденным за терроризм закрыт.
Тем не менее настоящее заявление президента Ниязова расценено ОБСЕ как позитивные шаги. По словам главы Ашхабадского офиса Параскивы Бэдэску, это важное заявление, поскольку до этого о приглашении международных организаций в туркменские тюрьмы никогда не было. Это говорит о позитивных шагах. Кроме того, - добавила Бэдэску,- иностранцы наблюдали за военными тактическими учениями национальной армии, в этом факте я тоже вижу большие подвижки к прозрачности.