EURASIANET 09.VI.2004
АДВОКАТЫ ЗАЩИТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО АМЕРИКАНСКИЕ ЗАКОНЫ НЕПРИМЕНИМЫ К ДЕЛУ О ВЗЯТКАХ В КАЗАХСТАНЕ
Алек Аппельбаум
В ходе предварительного слушания 3 июня дела Джеймса Гиффена, американского торгового банкира, которому предъявлено обвинение в даче взяток казахстанским чиновникам высшего ранга, адвокаты со стороны защиты обвинили Соединенные Штаты в «правовом империализме». По мнению команды защитников банкира, законы США неприменимы к деятельности Гиффена, поскольку она велась в Казахстане.
Во время слушания адвокаты защиты настаивали на прекращении дела против Гиффена, которому предъявлено обвинение в многократном нарушении Закона о коррупции за рубежом. Согласно федеральному обвинению, Гиффен якобы перевел более 78 млн долларов на банковские счета, находившиеся под контролем президента Нурсултана Назарбаева и бывшего премьер-министра Нурлана Балгимбаева. Гиффен сделал это в середине 1990-х гг. для ускорения процесса заключения сделок, касающихся разработки энергоресурсов, между Казахстаном и Mobil Oil Corp., ныне входящей в ExxonMobil. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Считается, что дело Гиффена может вызвать в Казахстане эффект разорвавшейся бомбы.
Уильям Дж. Шварц, адвокат Гиффена, настаивает на том, что действия его клиента не подпадают под юрисдикцию американского правосудия, и добавляет, что, предъявляя обвинения торговому банкиру, государственные обвинители пытаются представить американское законодательство как своего рода «естественное право». Государственные обвинители доказывают, что целью действий Гиффена была выгода отдельных лиц, а не выгода для Казахстана как государства, из чего следует применимость законов США к данному случаю. «Если мы сможем доказать, что происходившее было действиями, приносившими выходу отдельным лицам, - заявил помощник прокурора Питер Нейман, - защита не будет иметь права требовать вынесения решения в порядке упрощенного судопроизводства».
Судья Уильям Х. Поли III не вынес решения по этому вопросу, однако, по-видимому, признал справедливость заявления Шварца. В какой-то момент Поли задал государственному обвинителю вопрос: «Что же мне сказать жюри о долге казахских чиновников перед казахскими гражданами... если, конечно, в Казахстане вообще существует представление о гражданстве?» Ожидается, что стороны вернутся к обсуждению этого вопроса на специальной конференции. В предварительном порядке Поли назначил конференцию на 29 июля.
Если дело доживет до судебного процесса, который намечен на 4 октября, заявляют адвокаты Гиффена, они будут строить защиту на том, что торговый банкир работал на правительство и должен был делать «все, что было необходимо» для сохранения доверия казахстанских чиновников. Адвокаты утверждают также, что о невиновности свидетельствует сам «образ мыслей» Гиффена.
Защита собирается продемонстрировать, что с 1992 г. Гиффен находился в тесном контакте с ЦРУ, Советом национальной безопасности и Госдепартаментом. Адвокаты утверждают также, что, имея дело с казахскими властями, Гиффен действовал в убеждении, что он работает на американское правительство и защищает национальные интересы, поддерживая добросердечные отношения с казахстанскими чиновниками.
«Соединенные Штаты были весьма заинтересованы в том, чтобы использовать близкие отношения [между Гиффеном] [и Назарбаевым, а также другими казахстанскими чиновниками]», - заявил Шварц. По словам адвоката, имелись документальные свидетельства того, что Гиффен, действуя от лица Соединенных Штатов, помешал заключению сделки по продаже новейшего вооружения Северной Корее и Ирану. Шварц заявил также о том, что речь шла о национальной безопасности. «Казахстан находится в центре возможной эскалации напряженности на территории бывшего Советского Союза», - заявил Шварц, обращаясь к судье. «Г-н Гиффен был нужным человеком в нужном месте. И правительство знало, что он нужный человек и использовало это».
Шварц заявил также, что защите необходимо ознакомиться со всеми официальными американскими документами, касающимися отношений между правительством и Гиффеном в период после 1992 г. По его словам, ЦРУ и Госдепартамент закрыли доступ к некоторым из этих документов, ссылаясь на интересы национальной безопасности и внешнеполитические соображения. Нейман, выступающий на стороне обвинения, заявил, что объем запрашиваемых защитой материалов настолько велик, что это может надолго «заморозить рассмотрение дела».
Перед тем как в более чем двухчасовом слушании был объявлен перерыв, Нейман поделился с судьей планами допроса под присягой двух иностранных граждан - служащих швейцарского банка, - чтобы проследить цепочку переводов денег через швейцарские счета. Показания под присягой иностранных граждан необходимы, сказал Нейман, поскольку некоторые будущие свидетели боятся приезжать в США для дачи показаний по данному делу. Шварц заявил, что с защитой поступят несправедливо, не позволив ей подготовиться к процессу, если допросы иностранных свидетелей состоятся всего лишь за несколько дней до начала судебных заседаний 4 октября. «Пользуйтесь летним временем - поезжайте в Европу, или в Казахстан, или... кто знает, куда еще?», - сказал судья Поли.
За день до того, как 3 июня началось слушание дела в Нью-Йорке, министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев находился в Вашингтоне, где вел переговоры с госсекретарем США Колином Пауэллом, сообщило агентство «Интерфакс-Казахстан». Наблюдатели равно в Казахстане и Соединенных Штатах говорят, что дело Гиффена потенциально способно привести к резкому обострению напряженности в двусторонних отношениях, поскольку информация, поступающая в связи с делом о взяточничестве, может нанести политический ущерб администрации Назарбаева.
Пока не вполне ясно, поднимался ли на переговорах между Токаевым и Пауэллом вопрос о деле Гиффена. Стороны обсудили «широкий круг вопросов, связанных с двусторонними отношениями, региональной политикой и перспективами стабилизации в послевоенном Ираке», - передало агентство «Интерфакс-Казахстан» со ссылкой на официальное сообщение МИД Казахстана.
От редакции. Алек Аппельбаум - независимый журналист, живет и работает в Нью-Йорке.