EURASIANET 16.VII.2004
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ПРЕКРАЩАЮТ ПОМОЩЬ УЗБЕКИСТАНУ
Соединенные Штаты объявили о приостановлении многомиллионной военной и экономической помощи Узбекистану, сославшись на свое «разочарование» в связи с невыполнением Ташкентом обязательств по соблюдение прав человека. Представители правозащитного движения приветствуют принятое США решение и выражают надежду, что это усилит давление на Ташкент и вынудит правительство провести давно обещанные реформы, направленные на развитие в стране гражданского общества.
По американским законам, в обязанности Государственного департамента США входит наблюдение за процессом демократизации в странах-получателях помощи. По заявлению Государственного департамента от 13 июля, в отношении Узбекистана государственным секретарем Колином Пауэллом принято решение о том, что Ташкент не выполняет условий Рамочного договора о стратегическом партнерстве 2002 г., согласно которому страна должна демонстрировать «существенный и постоянный прогресс» в деле демократизации. В результате решения Пауэлла не «аттестовывать» Узбекистан страна не получит от США помощи на сумму до 18 млн долларов, говорится в заявлении госдепа.
В последние годы Узбекистан подвергался острой критике со стороны правозащитных организаций за подавление свободы слова и свободы вероисповедания. По оценке Human Rights Watch, около 7000 независимых мусульман были необоснованно осуждены на тюремное заключение. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Репрессии усилились весной, после потрясших Ташкент в конце марта вооруженных столкновений между поднявшими мятеж радикальными исламистами и силами правопорядка. В дополнение к нарушениям прав человека недовольство Соединенных Штатов и ЕС вызывает отказ узбекских властей от выполнения обязательств по экономической реформе.
За последний год, отмечается в заявлении Государственного департамента, узбекское правительство добилось «обнадеживающих успехов в области прав человека». Тем не менее страна не может быть «аттестована», принимая во внимание всю ситуацию в целом. В своем докладе, опубликованном в начале 2004 г. и посвященном вопросу о соблюдении прав человека в Узбекистане, Государственный департамент охарактеризовал эту страну как «авторитарное государство с ограниченными гражданскими правами».
После трагедии 11 сентября Узбекистан превратился в близкого стратегического союзника Соединенных Штатов. По мнению некоторых экспертов, стратегические соображения, в том числе связанные с наличием в стране американской военно-воздушной базы, по-видимому, перевешивают обеспокоенность ситуацией с правами человека при принятии правительством США решения об «аттестации». Впрочем, теперь это мнение можно считать безосновательным.
Несмотря на принятое решение о приостановлении помощи, в заявлении Государственного департамента подчеркивается, что Узбекистан остается «важным партнером» Соединенных Штатов в борьбе с терроризмом в регионе. «Это решение не означает, что наши интересы в регионе или наше желание продолжать сотрудничество с Узбекистаном претерпели какие-то изменения», - говорится в заявлении госдепа.
По словам активистов правозащитного движения, «вопиющая» ситуация с правами человека в Узбекистане практически не оставила Государственному департаменту возможностей для принятия другого решения. «Это [решение не аттестовывать] назрело давно, - говорит Акация Шилдс, ведущий эксперт Human Rights Watch по Средней Азии. - Соединенные Штаты не могли сделать ничего другого, как принять решение о неаттестовании страны ввиду упорного нежелания узбекского правительства проводить реформы».
Шилдс выразила надежду, что американские и узбекские власти начнут новый этап «сближения», а Узбекистан в самом скором времени сможет обеспечить соблюдение норм демократизации и пройти аттестацию. «Это [решение Государственного департамента] следует рассматривать не как конец, а как начало», - сказала Шилдс. «Это своего рода испытание для правительства Узбекистана».
Узбекистан мог бы сделать несколько «простых шагов» для того, чтобы продемонстрировать свою приверженность задачам демократизации, в том числе «создать условия для политической жизни и прекратить преследование неправительственных организаций и СМИ», - сказала Шилдс. По ее мнению, решение США может усилить давление на Европейский Союз с тем, чтобы тот занял аналогичную позицию.
В заявлении Human Rights Watch, опубликованном 14 июля, «Европейский Союз призывается к более решительной позиции по вопросу о нарушениях прав человека в Узбекистане»; в нем выражается разочарование тем, что Евросоюз «не проявляет желания настаивать на конкретном продвижении в области прав человека и использовать в качестве рычага давления Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Ташкентом.
Решение Государственного департамента было принято в тот момент, когда администрация президента Ислама Каримова, по-видимому, решила отказаться от тесного стратегического сотрудничества с Соединенными Штатами, свидетельством чему стало подписание договора о стратегическом сотрудничестве с Россией. Этот договор, подписанный в середине июня, посылает сигнал о том, что Ташкент и Москва «подвели жирную официальную черту под чередой взаимных обид, критических выпадов в адрес друг друга» на протяжении почти всего периода 1990-х гг., говорится в комментарии, опубликованном 18 июня газетой «Московские новости».
В основе сближения Узбекистана и России, по-видимому, лежит экономика. По завершении в начале июля своего визита в Москву Каримов охарактеризовал Россию как «приоритетного партнера», сообщило узбекское государственное телевидение. В комментарии гостелевидения от 3 июля говорится, что «всесторонний политический диалог подкрепляется взаимовыгодными торговыми и экономическими отношениями».
Главную роль в развитии двустороннего сотрудничества будет играть нефтегазовый сектор. Так, в мае российский конгломерат «Газпром» подписал договор с «Узбекнефтегазом» (государственной энергетической компанией) о добыче газа на плато Устюрт. «Газпром» выразил желание, чтобы в ближайшее время Узбекистан значительно увеличил объемы поставок газа в Россию. В 2003 г. Узбекистан, как сообщается, поставил в Россию 2,5 млрд кубометров газа. В текущем году объем поставок должен достичь 7,7 млрд кубометров, сообщает агентство ИТАР-ТАСС.