CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

navi.kz

Мир учит географию по нефтяным месторождениям и войнам. Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

29 июля 2004

Дата публикации: 29 июля 2004 г.

Есен СМАГУЛОВ, Навигатор-2"

Мир учит географию по нефтяным месторождениям и войнам. Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Открыто новое месторождение на Севере Каспия

Крупнейшие западные нефтяные фирмы, участвующие в освоении нефтяных ресурсов Северного Каспия, рапортуют об открытии нового крупного блока Кайран-1. Так, Oil & Gas Journal пишет, что корпорация ENI совместно с другими участниками проекта сумела обнаружить на глубине 3850 м нефтяную платформу, превышающую 500 м. Пробуренная скважина свидетельствует о крупных залежах углеводородов высокого качества. В настоящее время продолжаются разведочные работы.

Фирма ENI SPA входит в состав Agip KCO и является оператором северокаспийского проекта, осуществляемого на территории в 1,4 млн. акров в соответствии с Соглашением о разделе продукции (СРП). Кайран - пятый крупный нефтеносный блок в этом проекте после месторождения мирового масштаба Кашаган, запасы которого оцениваются в 13 млрд. баррелей нефти, а также блоков Каламкас, Юго-Западный Кашаган и Актоте.

Доля ENI в проекте составляет 16,67 %. Партнеры итальянской фирмы являются ExxonMobil Kazakhstan inc. (16,67 %), BG PLC (16,67 %), ConocoPhillips (8,33 %), Inpex Corp. (8,33), Royal Dutch / Shell (16,67 %), и Total SA (16,67 %).

Агентство Reuters со ссылкой на заявление французской фирмы Total информирует, что мощность скважины на месторождении Кайран составляет 4100 баррелей в день.

ExxonMobil также выступила с весьма оптимистичным заявлением относительно будущего Кайрана, но при этом отметила, что для определения коммерческой состоятельности запасов углеводородов потребуются дополнительные исследования. Результаты промышленной добычи на месторождении, расположенном в 40 километрах к востоку от знаменитого Кашагана, могут существенно отличаться в силу изменений условий на рынках нефти и газа, событий политического характера, технических и операционных факторов. Эти предупреждения размещены на официальном сайте корпорации и сайте Business Wire.

О возможности появления проблем такого рода свидетельствуют и озвученные на минувшей неделе обвинения британской нефтегазовой группы BG PLC в контрабанде газового конденсата на миллиарды долларов. Хотя эти обвинения в адрес BG связаны не с Северокаспийским проектом, а с добычей на другом крупном месторождении - Карачаганак, они могут оказать серьезное влияние на взаимоотношения с западными инвесторами.

Напомним о сути претензий к BG по материалам агентства Reuters. Глава финансовой полиции Казахстана Сарыбай Калмурзаев заявил, что BG-Карачаганак осуществил контрабанду "нестабильного газового конденсата" в Россию в течение 2001-2003 гг. на сумму примерно в 370 млрд. тенге (2,7 млрд. долларов США).

"Мы можем подтвердить, что осуществляется расследование, - сообщила представительница BG в Англии. - В рамках обычных деловых проверок у нас в марте был осуществлен аудит, который выявил определенные проблемы в процессе обработки и таможенного оформления". Впрочем, по крайней мере, если судить по данному сообщению Reuters, компания пока не опровергает и не подтверждает заявление главы финансовой полиции РК на пресс-конференции о том, что "ущерб, нанесенный государству, составляет 735 миллионов тенге (5,4 млн. долларов)". Также Калмурзаев высказал уверенность том, что "расследование Карачаганакского дела - вопрос нескольких месяцев".

BG принадлежит третья часть в проекте освоения Карачаганака на западе Казахстана. Партнерами британской компании являются "Лукойл", ChevronTexaco и Agip.

Корреспондент агентства добавляет, что судебные дела в отношении иностранцев, участвующих в освоении природных ресурсов центральноазиатского государства, "обычно называемые "экономическими спорами", встревожили западных инвесторов. Казахстан нуждается в иностранных деньгах, чтобы добиться осуществления честолюбивой цели - втрое увеличить добычу нефти до 3 миллионов баррелей в день к 2015 году".

Еще одно расследование ведется в отношении фирмы PetroKazakhstan, незаконно получавшей доход в августе-октябре прошлого года за счет завышения цен на свою продукции в результате сговора монополистов. По словам Калмурзаева, "прибыль, полученная за счет монополистических действий, составила 13,1 млрд. тенге (97 млн. долларов)".

Reuters пишет о том, что "иностранные инвесторы выражают недовольство тем, что правительство продолжает изменять основные правила в бурно растущем нефтяном секторе".

Около месяца назад таможенная служба Казахстана конфисковала нефтяную вышку американской фирмы Parker Drilling Company, подрядчика Agip KCO, обвинив ее в неуплате примерно 812 млн. тенге (около 6 млн. долларов) пошлин и 230 млн. тенге (около 1,7 млн. долларов) за нарушение таможенных правил. Эту акцию многие обозреватели расценили как очередной акт в кампании давления на иностранных инвесторов (в частности, об этом говорится в публикации Ибрагима Алибекова на сайте Eurasianet).

Астана с помощью подобных мер давления пытается убедить участников каспийского консорциума в правомерности приобретения ею доли BG в этом проекте. Напомним, британская компания уже более года назад заявила о выходе из проекта, однако вопрос о том, кто будет владельцем этого пакета акций, до сих пор не решен. Минувшей весной было объявлено о продаже акций BG двум крупным китайским компаниям, однако в последний момент эта сделка была заблокирована другими участниками консорциума, которые и сейчас не прочь расширить свои активы, если бы не неожиданные претензии Казахстана.

Таким образом, новое многообещающее открытие на блоке Кайран-1, о котором объявили накануне в Париже, Лондоне и Хьюстоне ведущие участники консорциума, может лишь обострить борьбу за владение становящимися все более притягательными ресурсами Северного Каспия.

Смогут ли крупные державы сохранить статус-кво в Центральной Азии?

О геополитическом аспекте транспортировки углеводородного сырья из Центральной Азии рассуждают обозреватели Ян Бреммер и Николас Гвоздев. Агентство United Press International распространило их аналитический материал, с переводом которого можно ознакомиться на сайте InoSMI.ru. Англоязычный вариант можно найти на сайте газеты Moscow Times.

Авторы исходят из того, что ни одна из сторон мировой политики, а к таковым они относят США, Европейский Союз, Россию и Китай, не сможет добиться гегемонии в Центральной Азии. Так, в статье сказано, что "попытка России монополизировать контроль над маршрутами транспортировки энергоносителей Каспийского региона закончилась неудачей". Свидетельством этого они называют завершение строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Но при этом контроль над поставками газа из региона на мировой рынок останется за Россией. Также Москва "не в состоянии полностью предотвратить проникновение США в Центральную Азию".

В публикации отмечается, что каждая из сторон геополитического противостояния имеет свои интересы в регионе: Вашингтон заинтересован в диверсификации поставок энергоносителей. У России есть собственные виды на освоение месторождений и транзит нефти и газа. К тому же Кремль пытается поддерживать добрые отношения и с Западом для получения инвестиций и современных технологий.

Далее аналитики пишут: "Идиотское и тупиковое представление о том, что в регионе имеется такое-то количество баррелей нефти, за которые региональным державам необходимо бороться, отличается опасной близорукостью, особенно в тот момент, когда "голод" на энергоносители во всем мире так быстро усиливается, и для поставок сырья на рынок требуется все больше и больше трубопроводов и экспортных маршрутов".

При этом авторы статьи приходят к неожиданному выводу о том, что "Соединенные Штаты, Европейский Союз, Китай, Россия и ее соседи по Каспийскому региону должны рассматривать прикаспийскую зону как единый интегрированный рынок. Они должны начать всеобъемлющий евразийский диалог в области энергоносителей, способный объединить главных внешних инвесторов - США и ЕС - и ключевых региональных игроков, особенно Россию, Азербайджан и Казахстан".

Среди компонентов сотрудничества называются инвестиции, осуществление совместных проектов, вопросы региональной безопасности, борьба с организованной преступностью и обеспечение социально-политической стабильности.

"В мире найдется немного регионов, - говорится в публикации, - где партнерство между Россией и Западом позволяет добиться больших взаимовыгодных результатов в сфере экономики, политики и безопасности, чем в Центральной Азии: Если же возможности, связанные с таким партнерством, будут упущены, это создаст угрозу стабильности в регионе, крайне важном как с точки зрения 'войны с терроризмом', так и для эксплуатации новых источников энергоносителей".

Впрочем, обозначенные места возможного приложения совместных усилий России, Запада и Китая все еще трудно считать сферой сотрудничества. Так, Бреммер и Гвоздев признают, что в Кыргызстане военные России и США практически не контактируют между собой. Совместные операции в Боснии и Косово, которые приведены в качестве положительного примера, вряд ли можно считать удачным образцом кооперации усилий (вспомним ввод российской танковой колонны в Приштину, едва не обернувшийся вооруженным противостоянием с НАТО). Так что призывы американских обозревателей к взаимодействию больше напоминают известный всем с детства призыв: "Ребята, давайте жить дружно!", нежели осуществимый план раздела сфер влияния в Центральной Азии между сильными державами.

База США в Манасе - звено новой глобальной американской стратегии

Между тем, помимо политического идеализма, есть и жесткие будни реальной политики, о которых пишет канадская газета Toronto Star. Автор статьи журналист Майкл Мейнвилл побывал на американской военной базе в Кыргызстане и делится своими впечатлениями.

Капитан ВВС США Дал Линафелтер признался канадскому журналисту, что "никогда раньше даже не слышал о Кыргызстане" до того, как попал сюда. Капитан служит на базе Манас, где размещено самое больше число американских военных в Центральной Азии за пределами Афганистана. И он не одинок в своем незнании. Очень немногие из более чем 1150 американцев, служащих здесь, могли найти Кыргызстан на карте до прибытия сюда. "Некоторые из них до сих пор не знают, где они, - шутит работающий на базе священник Стэн Джайлс. - Вы знаете, есть такое старое высказывание: война - путь, который Бог избрал для того, чтобы обучить географии американцев".

США ныне формируют новую стратегию размещения военных сил по всему миру. Пока детали этих планов неизвестны, но одно уже ясно: дни огромных баз, которые являются фактически "маленькими американскими городами" в Германии, Японии и Южной Корее, сочтены.

Их призваны будут заменить небольшие мобильные базы, размещенные в отдаленных и опасных уголках мира, которые смогут действовать как опорные пункты на случай возникновения кризисов. Джон Пик, руководитель одного из военных аналитических обозрений, называет это "началом новой эпохи в размещении американских сил". Заместитель помощника министра обороны США по вопросам стратегии Энди Хоен полагает, что изменения начнутся в конце 2005 или начале 2006 года.

Целью новой стратегии станет размещение сил повсюду по "дуге неустойчивости", проходящей через Карибское море, северную Африку, Кавказ, Центральную Азию, Ближний Восток и Южную Азию. Войска должны находиться именно в этих бедных и нестабильных частях света - именно там, где военные стратеги видят угрозу американским интересам. Такое размещение позволит Вашингтону быстрее реагировать на возникновение новых горячих точек, а также может выступать как фактор стабилизации.

"Мы не знаем точно, где возникнет следующая угроза, - говорит Пик. - Это может быть Иран, Северная Корея, Китай или другие части мира. Эта передислокация предназначена, чтобы позволить нам оперативно ответить на любой из возможных вызовов".

Образцом нового типа военного присутствия США может служить база в Кыргызстане. Это небольшая база. Здесь нет членов семей, школ, сетей быстрого питания или универмагов. Военные находятся здесь, как правило, не более трех-четырех месяцев.

Здесь налицо и стабилизационный эффект, на который рассчитывают военные стратеги. По мнению кыргызских официальных лиц, американское присутствие удерживает от нападения на страну исламских фундаменталистов, базирующихся в Ферганской долине, разделенной между Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. В 1999 и 2000 гг. экстремистская группировка Исламское движение Узбекистана осуществляла нападения на Кыргызстан, которые местные военные смогли отразить с большим трудом.

Американцы заявляют, что после их прихода не было никаких нападений. Однако исламские радикалы осуждают кыргызское правительство за сотрудничество с американцами. Присутствие сил США также усилило напряженность между странами Центральной Азии и их бывшей метрополией - Россией. В прошлом году Кремль убедил Бишкек разместить российскую авиабазу в Канте, однако между американскими и российскими военными нет никаких контактов.

В этом году Пентагон выделяет 60 миллионов долларов США для замены палаток на более прочные жилища. Впрочем, как говорит один из офицеров, это не означает создания здесь постоянной базы. Но, с другой стороны, отмечает он, "мы не собирается уезжать завтра": "Наша миссия осуществляется, пока не завершена глобальная война с терроризмом, пока кыргызское правительство не захочет, чтобы мы ушли, или пока Америка не решит направить нас домой".

***

navi.kz

Предыдущая статья«БЕЛАЯ СМЕРТЬ» НА ПОРОГЕ РОССИИ
Следующая статьяРоссия в СМИ СНГ (Выпуск #11)