Рустам Джиенбаев: У Казахстана нет особых интересов, которые бы противоречили интеграции в рамках ЕврАзЭС.
Иван САНИН, "Известия-Казахстан"
Сегодня в Алма-Ате начнет свою работу Комиссия постоянных представителей пяти стран ЕврАзЭС. Эта структура создана в экономическом сообществе для координации позиций Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, для более тесной интеграции стран евразийской «пятерки». На вопросы нашего корреспондента отвечает постоянный представитель Казахстана при ЕврАзЭС Рустам Джиенбаев.
- Рустам Султанович, что вы можете сказать о повестке дня? Сколько вопросов намечено обсудить?
- Всего 20 вопросов. Все они так или иначе связаны с «Приоритетными направлениями развития» нашей организации до 2006 года и на последующие годы. Хочу напомнить: этот документ является «альфой и омегой» сообщества. Он был разработан два года назад по предложению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и поддержан главами других государств.
Возьмем, к примеру, один из пунктов повестки дня, которая согласована всеми участниками.
Этот документ называется так: «О проекте порядка согласования основных макроэкономических показателей государств - членов ЕврАзЭС». Этот документ определяет единые подходы в налогообложении бюджетной таможенной и социальной политики. Появится возможность более системно проводить мониторинг многих показателей, которые свидетельствуют о состоянии экономики: внутренний валовой продукт, уровнеь инфляции, курс национальной валюты, кредитные ставки. Будет, видимо, установлен некий «коридор» - как в Европейском союзе. Согласно ему, Германии, к примеру, предписана инфляция в 2 процента. Вышла страна за рамки «коридора» - платит штраф.
Мы пока никого штрафовать не будем. Только наблюдать за макроэкономическими показателями. Но если одна страна будет иметь рост ВВП, скажем, в 8-10 процентов, а другая закончит год с минусом, как можно говорить о сближении экономик?
- Кстати, и со статистикой пора навести порядок. А то ведь доходит до смешного. Когда заходит речь о взаимном товарообороте, страны представляют данные, которые различаются на сотни миллионов долларов:
- Согласен, проблема существует. Кто-то учитывает «челноков», где-то их в расчет не берут. Все это следует спокойно проанализировать и выработать единую методику подсчета, чтобы не вводить в заблуждение как руководителей государств, так и простых граждан. Я думаю, что нам удастся навести порядок в этом деле. Второй важный вопрос, который вносится на рассмотрение комиссии, - это проект соглашения «Об основах гармонизации технических регламентов государств - членов ЕврАзЭС». Мы пытаемся выработать единый подход к сертификации всех товаров, которые производятся в странах ЕврАзЭС. Это стандарты на все виды выпускаемой продукции. Их следует согласовывать в рамках сообщества. Они должны соответствовать и мировым стандартам: внешний вид, маркировка, качество, безопасность.
- Другими словами, пачка масла, выпущенная в Душанбе, не должна отличаться от такой же, произведенной, скажем, в Караганде?
- Совершенно верно, она не должна превратиться в маргарин. По сути дела, речь идет о возвращении к временам Госстандарта СССР. Сделать это, разумеется, очень сложно, но необходимо, если мы говорим о действенном экономическом сообществе. Актуальной остается проблема, связанная с транспортными коридорами. Железнодорожные и автомобильные трассы пересекают наше сообщество с востока на запад, с севера на юг. Естественно, что у каждого государства - собственные приоритеты. А мы, Комиссия постпредов, пытаемся увязать интересы сразу пяти государств. Выработать оптимальный режим по режиму движения, по тарифам:
- Казахстанская пресса пишет о специальной железнодорожной магистрали - от казахстанско-китайской границы до иранского города Горган. Причем это будет дорога с более узкой, европейской колеей:
- Это смелый проект. И он, конечно, коснется ЕврАзЭС. Президент Казахстана во время визита в Китай обсуждал этот вопрос. Это будет скоростная транзитная магистраль Китай - Центральная Азия с выходом на Ближний Восток и Европу. Первый этап: станция Достык (Дружба) - морской порт Актау. Второй: Актау - Горган через Туркмению. Преимущество новой трассы - европейский стандарт. Кстати, в Актау пересекаются два транспортных коридора - «восток-запад» и «север-юг». Товары из Ирана идут в Сибирь, на Урал: Экспертам Евразийского сообщества следует немало потрудиться, чтобы на торговых путях не возникало ненужных препятствий.
- Какие новости ждут нас на энергетическом фронте? Есть ли ясность, где начнется строительство новых ГЭС - в Киргизии или в Таджикистане?
- Секретариат ЕврАзЭС высказывался ранее за то, чтобы сначала создать некую структуру, которая управляла бы водными и энергетическими ресурсами. Не возражая в принципе, я, как председатель Комиссии постоянных представителей, считаю: это означало бы поставить телегу впереди лошади. Поэтому будет логично, если мы сначала определим объекты, а потом начнем финансирование. И Межгоссовет ЕврАзЭС, прошедший недавно в Астане, поддержал именно такую концепцию. Окончательное решение, видимо, будет принято в конце этого года. Пока мы «не созрели». Киргизы хотели бы включить в общий список станции «Камбарата-1» и «Камбарата-2». У таджиков появилось желание реконструировать Рогунскую ГЭС. Все эти заявки надо привести к одному, выгодному для всех знаменателю.
- В Комиссии постоянных представителей начинается долгий процесс формирования документов. Именно вы и ваши коллеги рекомендуете, какие договоры и соглашения рассмотреть на Интеграционном комитете, какие отложить «на потом». Окончательное решение - за Межгоссоветом, на уровне глав правительств и глав государств. Вполне понятно, что каждая страна имеет свои национальные интересы. Так что будет отстаивать казахстанский представитель?
- Могу сказать честно: у Казахстана нет каких-то особых интересов, которые нарушали бы ранее принятые договоренности по интеграции наших экономик. Вот уже несколько лет мы «сражаемся» за единый тариф - на перевозки грузов, единый таможенный тариф в отношении третьих стран. В последнем случае 75 процентов всех ставок удалось согласовать. А потом откатились до 52 процентов. Это процесс сложный, он напрямую связан со вступлением во Всемирную торговую организацию. Президент Казахстана прямо заявил своим коллегам: если мы хотим вступать в ВТО каждый сам по себе, тогда зачем нам единый тариф? Единой позиции здесь пока нет, но работа на сближение тарифов продолжается.
- Вы считаете, следует вступать в ВТО единым фронтом?
- Во всяком случае, эта идея популярна. ЕврАзЭС может отстаивать какие-то согласованные позиции. Тогда добьемся лучшего результата. Это главный вопрос сегодня.
- Россия отказалась рассматривать вопрос о перевозке по железной дороге казахстанских грузов по национальному тарифу - вплоть до 2006 года. Не ставит ли такая позиция под угрозу само существование ЕврАзЭС?
- Я думаю, что это все-таки преувеличение, хотя некоторые политологи рассматривают ситуацию именно в такой плоскости. Но у россиян есть своя логика. Давайте, говорят они, сперва синхронизируем наши экономики. Примем единые правила конкуренции. Мы не против. Но на это уйдет еще как минимум 2-3 года. Самое интересное, что Россия уже договорилась с Белоруссией. Мы - с киргизами. Если бы России и Казахстану удалось решить этот вопрос, безусловно, авторитет ЕврАзЭС, как международной организации, укрепился бы. Парадокс в том, что даже Китай, который не входит в сообщество, готов предоставить нашей стране возможность перевозить грузы по национальному тарифу.
- Если уж мы заговорили о третьих странах: В Монголии, например, изучают документы о ситуации в ЕврАзЭС, но огорчены тем, что якобы механизм принятия новых членов прописан недостаточно четко. Монголия динамично развивается. Западные компании уже сделали солидные инвестиции в горнорудную промышленность, в добычу золота и нефтеразведку:
- Если страна заявит, что готова вступить в ЕврАзЭС, то к этому нет никаких препятствий. Существуют документы, которые регулируют такое присоединение. У ЕврАзЭС есть общая граница с Монголией. В наших странах - похожая экономическая ситуация. Преодолевается постсоциалистический синдром, развиваются демократические институты. Как говорится, почему бы и нет? Я встречался с монгольским послом. Сказал ему: «Начните со статуса наблюдателя. Будете получать все документы. Это позволит вам изучить ситуацию изнутри».
- И последний вопрос. Какие «домашние» заготовки наших южных соседей вы ожидаете?
- Таджикистан и Киргизия стремятся провести максимально либеральное соглашение - по поводу миграции. Россия, наоборот, «закручивает гайки». Как это удастся совместить?
Посмотрим: