ИСЛАМ ПРОТИВ ИСЛАМА
Газета "Версия"
13 июля администрация США объявила об уменьшении финансовой помощи Узбекистану аж на $18 млн. по причине «недостаточного прогресса в проведении демократических реформ» и нарушений прав человека. После этого эксперты-геополитики предположили, что Вашингтон уже вовсю готовит уход президента Ислама Каримова (на фото). Решающую роль в этом должна сыграть «Хизбут-Тахрир-аль-Ислами» (ХУТ) - по образцу грузинского радикального движения «Кмара», несколько месяцев сеявшего хаос накануне свержения Эдуарда Шеварднадзе. Причём действовать ХУТ будет из Киргизии...
После беспрецедентной серии терактов в начале апреля в Узбекистане вполне логичным был вопрос: кому выгодно? Большинство экспертов отстаивали две противоположные версии. Согласно первой, взрывы организовал сам режим Каримова, дабы окончательно устрашить и привлечь на свою сторону народ плюс полностью развязать себе руки в борьбе против внутренней оппозиции. Для этого теракты были организованы в большинстве крупных городов, что дало повод немедленно объявить осадное положение и начать повальную зачистку среди оппозиционеров. Недостатком этой версии было одно обстоятельство - необычайно высокая доля самоубийств среди террористов.
Согласно второй версии, взрывы организовала как раз оппозиция, пытавшаяся то ли с наскока свергнуть режим Каримова, то ли принудить его к существенным уступкам. За ИДУ (Исламским движением Узбекистана) тянется шлейф подозрений - в покушении на Каримова в 1999 году, атаке на Узбекистан и Киргизию в 1998 и 2000 годах. Правительственные эксперты усматривают связь ИДУ с «Аль-Каидой». А это в наше время клеймо несмываемое.
Недостатком версии заговора оппозиционеров стало то, что каримовское руководство в итоге почему-то перевело все стрелки на радикальную внесистемную Исламскую партию освобождения («Хизбут-Тахрир-аль-Ислами»). Ранее эта транснациональная внесистемная сетевая структура никогда не была замечена в стремлении взяться за оружие. ХУТ всегда осуществляла теоретическую и пропагандистскую поддержку идеям исламского радикализма.
Наблюдатели заговорили о том, что светские авторитарные режимы видят в ХУТ самого изощрённого, а потому наиболее опасного противника их власти. Их подозрения начали подтверждать не только узбекские власти, но и правители других среднеазиатских стран. За минувшие три месяца репрессии властей против ХУТ резко усилились - на узбекский прецедент стали ссылаться все. Массовые аресты активистов ХУТ по различного рода обвинениям прошли в Таджикистане и Казахстане. В либеральной Киргизии в начале июля арестовали десятерых высокопоставленных правительственных чиновников, обвинив их в шпионаже и сотрудничестве с «международными террористическими организациями».
Насчёт повышенной чуткости Аскара Акаева существуют разные мнения. Российские эксперты считают, что он ведёт тонкую игру, стараясь не поссориться ни с Китаем, преспокойно отщипывающим куски киргизской территории в свою пользу, ни с Россией, ни с США (две военные базы стратегических противников в одной стране - случай уникальный), ни с Евросоюзом, постоянно стыдящим и укоряющим Акаева за недостаточную демократичность, ни с Узбекистаном, ни с внутренним исламистским подпольем.
О последнем следует поговорить особо. Про сотрудничество ХУТ с рядом влиятельнейших международных неправительственных организаций не говорит только ленивый. По мнению ряда экспертов, взаимоотношения ХУТ и спецслужб Киргизии и Казахстана очень похожи на игру в нарушителей и стражей закона в стиле незабвенных Тото и Фернанделя. Рассказывает директор программы мониторинга прав человека в Центральной Азии правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарёв: «В Киргизии и Казахстане очень мягкие приговоры, условные, практически чисто формальные - платят штрафы и уходят, в том числе за кордон... Там вообще ХУТ существует на полулегальном положении. Власть в России и этих странах - она ведь тоже не едина: есть совершенно конкретные интересы силовых ведомств, есть интересы спецслужб, но могут быть и другие интересы... Более того, у ХУТ уже был конфликт с экстремистским ИДУ. Когда оно объявило джихад режиму Каримова, ХУТ заявила, что джихад может объявлять только халиф, правитель исламского государства, а вы, мол, кто такие? Один активист ХУТ даже ездил к лидеру ИДУ Джуме Намангани и агитировал его за отказ от этого решения. За это Джума посадил его на три месяца в зиндан, но потом выпустил, и активист через Пакистан вернулся в Фергану...»
О том, что в российских компетентных кругах, несмотря на запрет Верховного суда РФ, также существует конфликт интересов по поводу ХУТ, свидетельствует уникальное мероприятие в Москве, на которое почти никто не обратил внимания. 14 июля пресс-конференцию в Независимом пресс-центре давал её активист, хотя Исламская партия освобождения официально запрещена Верховным судом России как «террористическая организация». Выступавший активист Эдуард Хусаинов, помощник бурильщика из Нижневартовска, заявил, что возмущён несправедливостью Верховного суда РФ, принявшего в феврале 2003 года решение признать «партию освобождения» террористической и экстремистской организацией. Представитель внесистемной структуры, отвергающей всякое взаимодействие с «царством шайтана», пожаловался на невозможность ответить в СМИ на обвинения. Хусаинов, по его словам, уже написал в Верховный суд РФ прошение с требованием отменить политический приговор «Хизбут-Тахрир-аль-Ислами» и будет писать ещё.
По мнению правозащитника Пономарёва, решение Верховного суда РФ есть в чистом виде уступка Узбекистану, который воспринимается руководством России как стратегический союзник и геополитический партнёр.
ДОСЬЕ
«Хизбут-Тахрир-аль-Ислами» (Исламская партия освобождения) - радикальная внесистемная религиозно-политическая организация, созданная в 1953 году в результате раскола фундаменталистской группы «Братья-мусульмане». ХУТ выступает за собирание «исконно мусульманских» земель в рамках халифата (теократического государства, основанного на предписанных Кораном установлениях - законах шариата). По сути, ратует за воссоздание средневекового Исламского халифата, в период расцвета простиравшегося от Марокко до Индийского океана. «Хизбут-Тахрир-аль-Ислами» отличается от других радикальных партий принципиальным отказом от системной политической деятельности, по сути, являясь транснациональной сетевой структурой. Отвергает и возможность участия в выборах в рамках государств, правомерности существования которых просто не признаёт. При этом не приемлет и насилия как главного метода борьбы, а джихад (священную войну) трактует как мирный путь самосовершенствования правоверного, однако противостоянию «неверным» уделяет повышенное внимание. Действует через распространение листовок, вовлечение людей в дискуссии о судьбах веры, агитацию и пропаганду «истинного пути», вербовку сторонников в основном среди социальных низов, из-за чего ХУТ часто норовят объявить сектой.