EURASIANET 05.VIII.2004
ИНВЕСТИЦИИ УКРЕПЛЯЮТ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С УЗБЕКИСТАНОМ
Сергей Благов
Угроза воинствующего исламизма способствует укреплению отношений между Россией и Узбекистаном. На взгляд узбекского президента Ислама Каримова, Россия охотно предоставляет экономическую и военную помощь, не навязывая узбекской администрации жестких условий. При этом Москва стремится заключать сделки, нацеленные на восстановление ее геополитического влияния в Средней Азии.
Нападения исламистов в 2004 г. - в том числе взрывы, устроенные 30 июля в Ташкенте смертниками-террористами, и вооруженные столкновения в конце марта, в результате которых погибли 47 человек, - указывают на то, что узбекское правительство, по всей вероятности, ожидает длительный период внутренних беспорядков и мятежей. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Сам Каримов не исключает возможности продолжения терактов. «Никто не может дать гарантии, что завтра не появятся [новые радикальные исламисты]», - привела слова Каримова «Независимая газета».
В то время как узбекские власти борются с угрозой радикального исламизма, отношения Ташкента с западными организациями и правительствами становятся все более напряженными. Недовольство Каримовым, не желающим проводить экономические реформы, привело к тому, что Международный валютный фонд отозвал своего представителя из Ташкента, а Европейский банк реконструкции и развития сократил объемы помощи. В июле создавшаяся в стране плачевная ситуация с правами человека и демократическими реформами вынудила Государственный департамент США приостановить выделение Узбекистану экономической помощи на сумму 18 млн долларов.
Другим важным фактором, обостряющим отношения между Узбекистаном и Западом, является подавление администрацией Каримова индивидуальной свободы. Поскольку угроза нападений радикальных исламистов возрастает, репрессии вряд ли прекратятся. Таким образом, проблема прав человека, скорее всего, останется камнем преткновения в отношениях между Узбекистаном и Западом.
Желание России восстановить свое геополитическое влияние в Средней Азии, по-видимому, сильнее, чем озабоченность нарушением прав человека узбекскими властями. Поэтому Россия может стать для Узбекистана единственным реальным альтернативным источником инвестиций и помощи. На встрече 3 июля в Москве с российским премьер-министром Михаилом Фрадковым Каримов подтвердил эту позицию, охарактеризовав Россию как «приоритетного партнера». [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].
До последнего времени Москва демонстрировала гораздо больший интерес к расширению торговых связей, чем к усилению своего военно-стратегического присутствия в Узбекистане. Совсем недавно внимание наблюдателей привлекла покупка акций узбекского оператора сотовой связи «Уздунробита» (компании, находящейся под контролем дочери Каримова Гульнары) московскими «Мобильными ТелеСистемами» (МТС). 16 июля МТС подписала соглашение о покупке за 121 млн долларов 74% акций компании «Уздуробита», контролирующей чуть более половины скромного рынка сотовой связи Узбекистана. МТС подписала также соглашение о трехлетнем опционе на приобретение за 38 млн долларов оставшихся 26%. Сделка рекламируется как крупнейшая из когда-либо сделанных Россией прямых вложений в Узбекистан.
Финансовые условия сделки указывают на то, что большую роль в ее заключении сыграли политические соображения, заставляющие Узбекистан стремиться к более тесному экономическому сотрудничеству с Россией. По мнению авторов статьи, опубликованной 19 июля в англоязычной ежедневной газете The Moscow Times, МТС согласилась заплатить за «Уздунробиту» примерно в 33 раза больше той суммы, в которую узбекская компания оценила себя в 2002 г.
Сделка с МТС, возможно, является частью настойчивых усилий российского президента Владимира Путина по дальнейшей интеграции экономик государств-членов Содружества Независимых Государств (СНГ), в частности стран Средней Азии. Военное присутствие США в Узбекистане и Кыргызстане рассматривается как угроза российским интересам. Соглашение с «Уздунробитой» было подписано всего за несколько дней до выступления Путина, заявившего, что Москва должна более активно развивать сотрудничество со странами СНГ, поскольку в противном случае она столкнется с риском «окончательного падения интереса» к этой организации.
Еще одной важной сферой российских инвестиций является энергетика. В июне Путин и Каримов подписали Соглашение о разделе продукции по проекту добычи природного газа на узбекских месторождениях. По этому соглашению стоимостью в 1 млрд долларов, срок действия которого составляет 35 лет, российская нефтяная компания «ЛУКойл» начнет разработку южных газовых месторождений Кандым, Хаузак и Шады, подтвержденные запасы которых оцениваются в 280 млрд кубометров газа. «ЛУКойл» купит 90% акций проекта, а 10% останутся за узбекским «Узбекнефтегазом».
По словам Путина, российская газовая монополия «Газпром» также собирается инвестировать в Узбекистан 1 млрд долларов. Российский энергогигант уже начал добычу природного газа на месторождении Шахпахты, сообщило 3 августа агентство ИТАР-ТАСС. Кроме того, «Газпром» проявляет интерес к приобретению 44% узбекской трубопроводной монополии «Узбектрансгаз», хотя сама покупка пока не состоялась.
Сосредоточившись на укреплении торговых связей, Москва создала также условия для развития сотрудничества по вопросам безопасности. В июне страны подписали договор о стратегическом партнерстве, а 17 июня, на ташкентском саммите Шанхайской организации сотрудничества, объявили о планах создания в Ташкенте регионального антитеррористического центра.
По мнению некоторых российских экспертов, после взрывов в Ташкенте 30 июля Москва должна оказать узбекскому правительству срочную помощь в подавлении радикального исламизма, пока тот не начал распространяться дальше. Московский политолог Павел Золотарев предупреждает: «Опасность проникновения [радикальных исламистов] из того же Узбекистана в Россию весьма велика».
Золотарев, являющийся заместителем директора московского Института США и Канады, возлагает вину за цепную реакцию устраиваемых радикальными исламистами терактов, в том числе в Узбекистане в 2004 г., на США, которые командовали операцией по вторжению в Ирак. (Узбекистан - важнейший стратегический союзник Вашингтона в Средней Азии.) «Удержать США от ошибочного шага [в Ираке] не удалось, - пишет Золотарев 1 августа в своих комментариях в «Независимой газете», - и теперь приходится пожинать плоды».
От редакции. Сергей Благов - эксперт по политическому процессу в странах СНГ, живет и работает в Москве.