Николай ОРЛОВ, Политический журнал
Великая китайская Сибирь
Выходцы из Поднебесной упорно заселяются в восточные регионы СНГ
С исчезновением «железного занавеса», существовавшего между бывшим Советским Союзом и Китайской Народной Республикой (КНР), сотни тысяч выходцев из Поднебесной стали заселяться в восточные регионы бывшего СССР. Основную же волну массовой китайской миграции приняли на себя Казахстан, Киргизия, а также Сибирь и Дальний Восток России. Причем китайская экспансия на этих территориях носит не только экономический и демографический характер. В недалеком будущем она может иметь серьезные военно-политические последствия.
«Если враг повержен изнутри, захватывай его земли. Если враг повержен извне, завладей его народом. Если поражение внутри и снаружи, то забирай все государство».
Китайская мудрость
В своей экспансионистской политике Пекин опирается на свою возрастающую экономическую мощь и очень мобилизованную китайскую диаспору за рубежом, численность которой составляет десятки миллионов человек.
Китайская диаспора за рубежом - самая крупная в мире. По данным ООН, сегодня она насчитывает более 50 млн человек, проживающих в 164 странах. Большая часть из них приходится на долю России и государств СНГ. Выходцы из Китая, составляя подчас небольшой процент местного населения, контролируют мощные финансовые и торговые потоки в странах своего проживания. Так, например, в Индонезии китайцев всего 3,5%, но они контролируют 73% листинговых компаний и девять из десяти крупнейших финансовых групп. В Таиланде 81% капитала листинговых компаний находится под контролем китайцев. Аналогичная ситуация складывается в Малайзии, на Филиппинах, в Австралии, Бирме, Лаосе, Вьетнаме и США.
Бросок в Центральную Азию
Сейчас Китай проводит открытую экономическую интервенцию в Россию и страны Центральной Азии. Китайские стратеги уже открыто заявляют, что Поднебесную больше не удовлетворяет ее собственная территория (9,6 млн кв. км). После распада СССР в этом регионе образовался некий вакуум, и Пекин пытается его заполнить. КНР уже начала наступление на нефтяные и газовые месторождения Центральной Азии и Каспийского моря. В Центрально-Азиатском регионе китайцы лучше всего укрепились в Казахстане и Киргизии.
В последние годы «китайский фактор» стал серьезной проблемой внутриполитической жизни Казахстана, о чем свидетельствуют этносоциальные конфликты на крупных китайских предприятиях, расположенных в республике, в том числе на нефтяных месторождениях Китайской нефтяной национальной компании в Западном Казахстане.
Чайна-тауны стали возникать в Алма-Атинской и Восточно-Казахстанской областях, граничащих с Китаем, в начале 1990-х гг. Китайцы поначалу заняли нишу оптовой и розничной торговли ширпотребом. В бывшей столице - Алма-Ате - уже сформировались места компактного проживания китайцев. В черте города - в поселках Дружба», Айнабулак и Заря Востока, а также в микрорайоне Жетысу появились китайские кварталы. Аналогичная ситуация сложилась и в городе Усть-Каменогорск на востоке Казахстана.
Вот как описывает китайскую миграцию алма-атинская газета «Караван»: «Идет интенсивное «врастание» китайцев в наше общество. Скоро сплоченная и дисциплинированная диаспора «ханьсу» откроет национально-культурные центры, станет печатать газеты на родном языке: Позднее в местах компактного расселения китайцев будет затребовано «самоуправление», а возможно, и автономия: Правительство Поднебесной в этот «час Х» заявит о своей решимости защищать интересы «китайскоязычных» граждан в сопредельных государствах:» «Караван» не исключает, что китайцы имеют инструкции от спецслужб своей родины. Так ли это на самом деле - неизвестно, однако захват казахстанских рынков, причем при помощи товаров далеко не лучшего качества, действительно похож на заранее спланированную операцию. Китайцы быстро и последовательно вытеснили с мелкооптовых рынков не только казахов и русских, но и уйгуров и корейцев. Другая казахстанская газета - «Ак босага» - пишет, что «фиктивный брак в Казахстане обретает китайскую окраску». В связи с этим консульским службам Казахстана за рубежом дано негласное указание усложнить процедуры выдачи виз для граждан соседнего Китая, а паспортно-визовым службам страны - ужесточить порядок регистрации уже прибывших китайцев.
Массовая миграция китайцев стала головной болью и для руководства Киргизии. После развала СССР многие киргизы вернулись к кочевому образу жизни и покинули места постоянного проживания. В то же время в республику начали приезжать граждане КНР, которые осваивают брошенные хозяевами земли и обустраиваются там надолго. Местные власти признают, что предотвратить массовую миграцию из соседнего Китая с каждым годом становится все труднее. Она практически стала неконтролируемой. Местные власти даже запретили продавать земельные участки и недвижимость иностранным гражданам, и в первую очередь китайцам. Среди киргизской молодежи все чаще звучат призывы к погромам приезжих.
Окосевшая Сибирь
В России чайна-тауны стихийно распространяются по Сибири и всему Дальнему Востоку. Китайцы успешно конкурируют с представителями местного торгового капитала и других «торговых меньшинств» - кавказцами. Как и в Центральной Азии, китайцы здесь специализируются в основном на оптовой и розничной торговле ширпотребом. Бурно развивается приграничная торговля. Объем официальной российско-китайской приграничной торговли составляет более 10 млрд долл. в год. Если учесть, что приграничный бизнес мелкий, то становится ясно, что в нем задействована прямо или косвенно чуть ли не половина дальневосточников. Массовый наплыв дешевых китайских товаров на российский рынок стал одной из причин кризиса в легкой промышленности России.
На Дальнем Востоке больше всего боятся демографической экспансии Китая. Губернаторы дальневосточных регионов, требуя от Москвы бюджетных ассигнований, открыто говорят: «Дайте нам денег, или через 20 лет мы все здесь будем говорить по-китайски». В КНР, стране с населением более 1,3 млрд человек, освоение крупнейших и богатых природными ресурсами российских регионов - Сибири и Дальнего Востока считается «национальным вызовом» и приоритетом для китайской нации. Для этого используются огромные деньги и людские ресурсы. После укрепления в этих регионах китайцы со временем могут предъявить и территориальные претензии к России.
Кстати, Китай уже сегодня пытается диктовать нам свои условия. В частности, требует на международном уровне снятия Россией всех ограничений на перемещение рабочей силы из КНР.
Поход безработных
Эксперты народнохозяйственного прогнозирования РАН утверждают, что тенденции снижения численности населения в ближайшие годы охватят большинство регионов России и к 2016 г. - 77 из 89 субъектов РФ. По данным Минздрава России, численность населения в Сибирском федеральном округе уменьшится с 20 млн 447 тыс. человек в 2003 г. до 19 млн 291 тыс. в 2016 г., а в Дальневосточном федеральном округе соответственно с 7 млн до 6 млн 460 тыс. человек. Причем сокращение произойдет в основном за счет русских.
Со второй половины 1990-х гг. население Дальнего Востока, Западной и Восточной Сибири сократилось почти на треть. В то же время китайская экспансия стала уже обыденным фактором внутриполитической жизни этих регионов. Сегодня в регионах Китая, граничащих с российской территорией, проживает более 300 млн человек. По мнению директора Института социально-экономических проблем РАН Натальи Римашевской, «китайцы считают, что 50-70 млн их соотечественников могли бы расселиться в Сибири и на Дальнем Востоке». Есть оценки авторитетных экспертов, говорящие о том, что к 2010 г. численность только легальных иммигрантов из Китая в России может достичь 8-10 млн человек. Если такой прогноз оправдается, то китайцы скоро станут второй по численности национальной группой населения России после русских. Плотность населения на китайской стороне границы в 15-30 раз выше, чем на российской. В частности, в Приморском крае она составляет 13,5 человека на
1 кв. км, а в прилегающем Северо-Восточном Китае - 130 человек. К этому фактору следует добавить еще и высокую по сравнению с русскими мобильность китайцев - их готовность перемещаться в другие места в поисках заработка и лучших условий жизни. Скрытая безработица в китайских городах оценивается в 15-20% от всего населения КНР. Нехитрые арифметические действия (из расчета 1,3 млрд человек населения) дадут число в 260 млн, что почти в два раза превышает население России. Именно столько безработных китайцев в перспективе может хлынуть на территорию России.
Помешать этому практически невозможно, но можно попытаться взять процесс под контроль и направить в нужное русло. А для этого нужны законы и четкая миграционная система. Необходимо квотировать волны китайской миграции, направляя их в необходимые районы и города, осуществлять дальнейшее наблюдение за мигрантами, чтобы заработанные ими деньги не выходили из-под контроля российских властей.
Но на сегодняшний день не регламентированы даже условия появления в России иностранной рабочей силы, ее квотирование, схема наказания виновных в нарушении миграционного законодательства и т.д. Нет даже четких правил и условий депортации «нелегалов» и нарушителей. Но ситуация заставляет быстро решать эти проблемы, и пора готовиться к большой «китайской волне».
По прогнозам экспертов ООН, население России будет сокращаться и далее - к 2050 г. оно составит примерно 130 млн человек. Потребность же в рабочей силе уже сегодня составляет минимум 16-18 млн человек, и она будет только расти. Страны СНГ в состоянии лишь наполовину закрыть эту «квоту». Таким образом, наша страна вскоре столкнется с недостатком трудовых ресурсов и вынуждена будет перейти к импорту рабочей силы из сопредельных стран. По словам профессора Института стран Азии и Африки Виля Гельбраса, львиную долю зарубежных мигрантов составят китайцы. Мало того, если в ближайшее время экономическое положение в нашей стране улучшится, приток китайцев еще больше возрастет. Получается, что Россия сама будет кровно заинтересована в притоке иммигрантов на свои территории, и прежде всего в районы Дальнего Востока и Севера. А прийти туда, кроме китайцев, больше некому.
СТАТИСТИКА
С 2002 г. Китай вышел на первое место в мире по объему прямых иностранных инвестиций: в 2002 г. они составили 52,7 млрд долл., в 2003 г. - 53,5 млрд долл. Налицо резкое усиление влияния КНР и ослабление роли Японии и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Инвестиции, шедшие раньше на весь юго-восток Азии, сегодня направляются в основном в КНР. За последние 10 лет объем ВВП Китая увеличился в два раза. По данным Государственного статистического управления КНР, по совокупному объему экономика Китая уже вышла на шестое место в мире и ВВП Китая, который в среднем в год увеличивается на 7,5%, составляет 1,3 трлн долл. в год и продолжает расти ускоренными темпами.