Дата публикации: 16 августа 2004 г.
Есен СМАГУЛОВ
Этапом из Кушмуруна в Шидерты. Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него
Космодром Байконур: кто в доме хозяин?
12 августа немецкая газета Welt под заголовком "Казахи станут гордыми космонавтами" опубликовала корреспонденцию журналиста Анатоля Йохансена, подготовленную им, по крайней мере так указано в материале, на Байконуре. Ниже приведен перевод статьи, содержание которой очень напомнило нам появившуюся в начале июня публикацию агентства Associated Press (см.: обзор зарубежной прессы от 10 июня 2004 г.).
"Мы больше не хотим довольствоваться ролью арендодателя", - заявил в начале года министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев. Эти его слова касаются космодрома Байконур, с которого еще в 1961 году стартовал первый из всех космонавтов и астронавтов Юрий Гагарин. Также оттуда 4 октября 1957 года был выведен на орбиту первый спутник "Спутник 1", исследующий космическое пространство.
С тех пор это место на западе так называемой "Голодной степи" Казахстана является традиционным "вокзалом" для российских космических полетов. Отсюда осуществлены сотни стартов космонавтов. Это по-прежнему единственная стартовая площадка России для пилотируемых космических полетов. В настоящий момент космодром в степи приобретает все возрастающее значение. Это связано с тем, что Байконур также остается и единственной стартовой площадкой для астронавтов США по меньшей мере до марта 2005 года, то есть до тех пор, пока не будет снят запрет на полеты американских транспортных кораблей после катастрофы космической ракеты "Колумбия" 1 февраля 2003 года.
Разумеется, после развала Советского Союза и обретения независимости Казахстаном возник серьезный спор вокруг территории запуска. Неоднократно россиянам даже грозили запретить доступ и дальнейшее использование сооруженных ими стартовых платформ. Среди прочего, казахи были недовольны загрязнением окружающей среды ядовитым российским ракетным топливом.
С другой стороны, западные журналисты подчас могли на месте убедиться, что российские офицеры вели себя высокомерно в отношении казахов и их образа жизни. "С нами здесь обращаются как с людьми второго сорта", - возмущался один местный житель. Наконец в 1994 г. было достигнуто соглашение о заключении с россиянами договора аренды, который позволяет России использовать территорию космодрома за 115 млн. долларов в год.
Однако такими порядками довольны не все. Казахстан хотел бы получать больше денег. А российские военные, под контролем которых идут дела на Байконуре, предпочли бы переехать и запускать своих космонавтов с другого места в России. Однако на такой переезд нет денег. Бюджет на космические программы, который предоставляет Кремль, в сравнении представляется минимальным. В то время как NASA ежегодно выделяет около 15 млрд. долларов из средств, собранных налогоплательщиками США, российское финансирование в пересчете составляет лишь порядка одного миллиарда долларов.
Теперь Казахстан, экономическое положение которого после обретения независимости поправилось благодаря открытым месторождениям нефти и газа, настаивает на расширении использования стартовой площадки в собственных интересах. Уже на будущий год отсюда намечен старт первого казахского спутника связи - пока еще с помощью России. Также в настоящее время двое казахов проходят подготовку для космического полета на российской ракете "Союз". Россияне и казахи хотят совместно соорудить пусковую платформу для новой удовлетворяющей экологическим требованиям ракеты "Ангара" стоимостью 400 млн. долларов.
Связи между россиянами и казахами, кажется, не будут разорваны, однако, роль Казахстана усиливается. Снисходительный взгляд на страну и ее культуру устарел как никогда. Между тем Ергазы Нургалиев, представитель Казахстана на Байконуре, доволен новой ситуацией. "Нам повезло, что мы получили космодром, - считает он теперь. - Было бы несправедливо, если бы мы не могли использовать его".
Кто стоит за взрывами в Ташкенте: "Хизб-ут-Тахрир", ИДУ или спецслужбы?
В прессе продолжаются дискуссии о том, кто стоит за серией терактов в столице Узбекистана. Но сначала вкратце о прозвучавших не так давно заявлениях о существовании на юге Казахстана лагерей, где осуществляется подготовка террористов. На проходящем процессе по делу о весенних взрывах в Ташкенте подсудимые, как известно, заявили о том, что прошли подготовку в учебных террористических лагерях или базах на территории южного Казахстана. Представители КНБ РК сразу же выступили с опровержением такой информации. На самом суде не были приведены какие-либо доказательства существования центров подготовки террористов.
Как пишет Neue Zuercher Zeitung (перевод сайта inopressa.ru), эти высказывания "привели к дипломатическим осложнениям между Узбекистаном и Казахстаном". В интервью швейцарской газете заместитель министра иностранных дел Узбекистана Владимир Норов уточнил, что "речь идет не о лагере, а скорее, о конспиративных местах поблизости от границы с Узбекистаном, которые используются террористами". Таким образом официальный Ташкент по сути вносит существенные коррективы в первоначальную информацию, ведь одно дело - наличие учебного террористического лагеря, совершенно другое - использование территории соседней страны для встреч.
Президент Узбекистана обвинил в осуществлении весенних и последних взрывов у зданий посольств США и Израиля, а также в здании Генеральной прокуратуры движение "Хизб-ут-Тахрир". Следственные органы, естественно, придерживаются этой же версии. NZZ пишет по этому поводу: "Заместитель министра иностранных дел Узбекистана подчеркивает, что причастность организации "Хизб-ут-Тахрир" к терактам доказана как признательными показаниями террористов, так и результатами следствия. Упрек в том, что признания подсудимых на приостановленном процессе получены под пыткой, Норов, который в течение многих лет был послом в Германии, решительно опровергает".
Между тем сама радикальная исламская организация заявляет о приверженности ненасильственным методам борьбы и неприятии террора. Однако непосредственную ответственность за теракты Норов, ссылаясь на имеющиеся в его распоряжении документы, возлагает на центр в Лондоне. Заместитель министра иностранных дел считает, что Узбекистан стал целью террористов из-за своей ключевой роли в антитеррористической борьбы в Средней Азии. А участие в группировке местной молодежи он объясняет "социальными трудностями и религиозными устремлениями молодежи, которые экстремистские силы используют в своих интересах". Причем это не только внутренняя проблема, поскольку "финансирование и руководство "Хизб ут-Тахриром" осуществляются из-за границы".
В программе радио "Свобода" прозвучало мнение о том, что за терактами в узбекской столице стоят спецслужбы страны. Председатель Общества прав человека Узбекистана Толиб Якубов заявил: "Все эти три террористические акции, которые были осуществлены в 99 и последующих годах - это дело рук самих спецслужб Узбекистана. Об этом мы неоднократно писали и говорили с трибун международных конференций, выпускали бюллетени, брошюры. И всюду мы доказываем, что именно террористические акции нужны были самим властям Узбекистана, чтобы поддержать свой миф о том, что якобы Узбекистану из Центральной Азии угрожает некий терроризм, некий исламский экстремизм и так далее".
Якубов утверждает, что исламский экстремизм и международный терроризм "был выдуман президентом республики Узбекистан еще в начале 90-х годов, чтобы убедить Запад и Россию, которые очень боятся исламского фактора, что якобы этот исламский фактор сейчас угрожает Узбекистану и Центральной Азии". И для "поддержания этого мифа периодически власть Узбекистана осуществляет такие очень ненадежные, неубедительные теракты".
В качестве одной из первых появилась версия о причастности к недавним взрывам Исламского движения Узбекистана (ИДУ), основателями которого были Тохир Юлдашев и Джумабой Ходжиев (более известный как Джума Намангани). После их ухода с политической арены информация о деятельности ИДУ поступала крайне скупо. Автор статьи напоминает в аналитическом издании The Power and Interest News report, предполагая, что за взрывами стоит все же ИДУ, рассматривает возможные причины активизации этого движения.
Издание приходит к выводу, что переориентация ИДУ и избрание в качестве целей объектов, связанных с интересами США и Израиля, свидетельствуют о серьезной реорганизации либо расколе внутри организации. Изменение тактики и выбор новых целей говорят о появлении сильной группировки, претендующей на лидерство, либо о приходе нового руководства, которое сменило умершего Намангани и исчезнувшего Юлдашева. Новое поколение исламистов, которое автор называет "младотюрками", намерено активизировать акции против западных целей в своей стране с целью усилить новый "фронт" борьбы с американскими интересами в регионе. Опорой сил ИДУ, которые находят источники поддержки во многих регионах Ближнего Востока, Африки и Европы, называются местные жители в Узбекистане, Казахстане и Ферганской долине. В качестве целевой группы, составляющей опору организации, автор указывает на безработных и озлобленную молодежь, также растет число и молодых женщин до 30 лет. Наследие Намангани и Юлдашева, при их физическом отсутствии, остается призраком, за которым идут, но которому не подражают, считает автор публикации.
Шидерты вместо Алматы?
Из внутриполитических событий в Казахстане особого внимания на минувшей неделе были удостоены такие события, как изменение условий наказания Галымжана Жакиянова и продолжение предвыборной кампании.
Агентство Associated Press в пятницу со ссылкой на Александра Булавина, сотрудника администрации уголовно-исправительных учреждений Костанайской области, сообщило, что Жакиянов будет переведен в поселок Шидерты, находящийся в 230 километрах северо-восточнее Астаны. Сославшись на имеющиеся документы, Булавин заявил, что Жакиянов не указывал в качестве своего места жительства город Алматы. Поселок Шидерты расположен на территории Павлодарской области, губернатором которой Жакиянов был в 1997-2001 гг.
"Незаконно отправлять Жакиянова в Павлодар, - сказал в пятницу руководитель ДВК Асылбек Кожахметов. - Мы направим жалобу руководству прокуратуры и намерены использовать все иные законные способы, чтобы перевести его в Алматы". Как отмечает АР, бывшая столица Казахстана Алматы считается "цитаделью оппозиции".
Лидер Коммунистической партии Серикболсын Абдильдин полагает, что, отправляя Жакиянова в отдаленный поселок, власти таким образом стремятся отстранить его от политической деятельности накануне сентябрьских парламентских выборов.
Различные оценки последних событий прозвучали в материалах радио "Азаттык". Как напоминает радиостанция, не так давно "власть выдвинула против политзаключенного новые обвинения, и надежды оппозиции едва не растаяли". Сторонники Жакиянова полагают, что власти не заинтересованы в появлении на политической арене накануне выборов столь влиятельной фигуры. Поэтому члены ДВК опасаются того, что "возможно, власти разместят Галымжана Жакиянова таким образом, что ухудшатся условия его безопасности, будет затруднен доступ к нему, и вообще новая якобы "колония-поселение" ничем не будет отличаться от Кушмурунской тюрьмы".
Супруга лидера оппозиции Карлыгаш Жакиянова заявила в интервью следующее:
- Галымжан уже лишен тех прав, которые были у него в Кушмурунской тюрьме. Если раньше у него была возможность иногда пользоваться телефоном, то сейчас он во всем ограничен. Зачем его поместили в СИЗО, непонятно. Все звонят, поздравляют, радуются. С одной стороны, я понимаю, что был сделан какой-то шаг. Но как это назвать, прокомментировать очень сложно. Это когда из одной колонии переводят в другую колонию, это так называется или как?
Что касается собственно предвыборной ситуации, то одним из самых дискуссионных остается вопрос об электронном голосовании. Вот какое мнение в интервью радиостанции высказал руководитель общественного фонда "Трансперенси Казахстан" Сергей Злотников:
- Поражает настойчивость, с которой мы впервые во всем мире пытаемся внедрить систему электронного голосования, которая нигде не используется. В Эстонии, например, на муниципальном уровне внедрить планируется только через три года. При этом правительство предлагает приз хакерам за то, чтобы они взломали эту систему. Поэтому я думаю, что нельзя это серьезно воспринимать, и надо думать, мы нашли метод центральной избирательной комиссии Казахстана как сфальсифицировать результаты выборов.
А вот что думает по поводу равенства возможностей в ходе предвыборной агитации Петр Своик:
- Мы даже не будем особо жаловаться во всякие суды, что "Хабар" бессовестно "пиарит" "Отан" и "Асар", вместо того, чтобы давать всем равные возможности. Не будем не потому, что мы не хотим искать справедливости, а потому, что в Казахстане нет такого суда, который бы решал эти вопросы по закону и по справедливости.
***