CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Сенсация открытого процесса: граджанин Казахстана участвовал в терактах в Ташкенте

27 августа 2004

Андрей САИДОВ, Ташкент, "Деловая Неделя", Казахстан.

Сенсация открытого процесса: граджанин Казахстана участвовал в терактах в Ташкенте

На этой неделе в Верховном суде Узбекистана завершился прерваный месяц назад открытый процесс над 15 подозреваемыми в причастности к террористическим актам в Ташкенте и Бухаре в марте-апреле 2004 года, унесшим жизни 47 человек. Судебные заседания были отложены на три недели после трагических событий 30 июня, когда новые террористы-смертники подорвали себя у посольств США и Израиля, а также в фойе Генеральной прокуратуры, в результате чего погибли еще 7 человек. Ответственность за очередную волну насилия взяли на себя экстремистская организация «Исламское движение Узбекистана» и группа «Исламский джихад», в своих заявлениях утверждавшие, что мстят узбекским властям за пытки их арестованных соратников и протестуют против оккупации Ирака. Однако правительственная комиссия, созданная для расследования обстоятельств трагедии, заверила общественность, что за апрельской и июльской сериями терактов в Узбекистане стоит международная партия «Хизб-ут Тахрир», имеющая разветвленную сеть в государствах Центральной Азии, и ставящая целью создание исламского Халифата в Ферганской долине. Обвиняемые на суде, до того как он был приостановлен, успели сделать признания о своей принадлежности к этой организации, заявив также, что некоторые из них проходили обучение в спецлагерях пакистанской провинции Вазиристан, куда попадали через перевалочные базы на юге Казахстана.

Представители правоохранительных органов Южно-Казахстанской области, непосредственно граничащей с Ташкентской областью Узбекистана, еще до терактов 30 июля дали несколько комментариев прессе, в которых категорически отрицали существование каких-либо баз террористов на своей территории. С другой стороны, узбекские власти, вскоре после событий заявившие, что среди останков одного из смертников был обнаружен паспорт, личность террориста установлена, но не разглашается в интересах следствия, через некоторое время распространили информацию о вероятной причастности к июльским взрывам в Ташкенте граждан иностранных государств.

Процесс в Ташкенте, по официальной версии отложенный из-за болезни одного из адвокатов, был возобновлен 18 августа. Обвиняемые Фуркат Юсупов и Абдунасыр Зульфикаров в первый же его день заявили в зале суда, что им известен человек, подорвавший себя в фойе Генеральной прокуратуры. Осмотрев фотографию из паспорта, найденного у погибшего террориста, и видеоматериалы с места взрыва, подсудимые опознали в смертнике гражданина Казахстана Аваза Шоюсупова. Со слов обвиняемых, этнический узбек Шоюсупов, проживавший в городе Таразе Жамбылской области, входил вместе с ними в боевую группу, причастную к подготовке террористических актов в Ташкенте еще в марте-апреле 2004 года, но тогда ему удалось скрыться с места событий и избежать ареста в Узбекистане. Как стало известно из источников, близких к верхам МВД, в конце апреля он был задержан уже по другую сторону границы по подозрению в экстремизме, но казахстанская сторона в ответ на ходатайство Генпрокуратуры Узбекистана отказалась его выдать, поскольку Конституция Казахстана не допускает возможности экстрадиции граждан своего государства. Обвинители на процессе в Ташкенте перечислили несколько адресов в Южно-Казахстанской области, где, по их словам, укрывались челены жамоатов - первичных ячеек действующего в Узбекистане религиозного экстремистского подполья. Оттуда их, снабдив поддельными документами, переправляли через Азербайджан и Иран в учебные лагеря террористов на территории Пакистана. На этих же явках в южном Казахстане велась идеологическая обработка людей, вовлекаемых в деятельность террористических организаций. 20 августа МИД Казахстана распространил заявление о том, что правоохранительные органы Казахстана и Узбекистана проводят совместное расследование обстоятельств июльских терактов в Ташкенте, но казахская сторона не располагает пока никакими фактами, подлежащими комментарию.

Представители местных и международных правозащитных организаций в Узбекистане не раз высказывали мнения, что волны насилия в апреле-июне 2004 года были реакцией населения на ограничение гражданских свобод, репрессии против инакомыслящих и продолжающееся обнищание населения из-за провала экономических реформ. Однако заявленная на открытом судебном процессе причастность к терактам в Ташкенте граждан других государств, по мнению независимых экспертов, скорее всего, послужит в качестве дополнительного агрумента, подтверждающего официальную версию следствия о существовании международного террористического заговора, направленного на свержение конституционного строя в Узбекистане и дестабилизацию обстановки во всем регионе Центральной Азии. Напомним, что в июне госдепартамент США заявил о намерении приостановить выделение финансовой помощи правительству Узбекистана в размере 18 миллионов долларов, которые предполагалось направить на ряд программ военного сотрудничества, в частности - на укрепление безопасности границ. Госдеп мотивировал свое решение фактами нарушений прав человека и недостаточными темпами демократических преобразований в стране. Но уже после событий 30 июня, во время визита в Ташкент председателя Объединенного комитета штабов вооруженных сил США генерала Ричарда Майерса, было объявлено о предоставлении помощи Узбекистану в размере 21 миллиона долларов на создание системы противобактериологической защиты и мониторинга эпидемий, а также 2,9 миллиона долларов на приобретение 14 боевых катеров для патрулирования границ с Афганистаном по Аму-дарье. В ситуации озабоченности со стороны всех нынешних стратегических партнеров Узбекистана, включая Росиию и страны ШОС, угрозой распространения религиозного экстремизма и терроризма в Центральной Азии открытый судебный процесс в Ташкенте приобрел исключительное политическое значение.

20 августа государственный обвинитель Мурад Салихов потребовал у Верховного суда назначить 15 обвиняемым в причастности к терактам в марте-апреле 2004 года сроки наказания от 9 до 20 лет тюремного заключения, хотя по предъявленным им обвинениям по статье терроризм узбекским законодательством предусматривается, в том числе, смертная казнь, мораторий на которую в Узбекистане пока не введен. На смертной казни настаивали многие из свидетелей, выступавшие на процессе. Однако обвинитель поросил у суда максимального наказания - 20 лет только для четверых мужчин, принимавших, по его мнению, наиболее активное участие в подготовке террористических актов.

- Основные организаторы терактов погибли или уничтожены, обвиняемые раскаялись и признали свою вину, а их активное сотрудничество со следствием позволило предотвратить более тяжкие последствия терактов, - такую черту подвел под обвинительным заключением Мурад Салихов.

24 августа председательствующий на открытом процессе заместитель Верховного судьи Узбекистана Бахтиер Джамалов зачитал вердикт, согласно которому все 15 подсудимых были признаны виновными по 18 статьям Уголовного кодекса, среди которых терроризм, покушение на конституционный строй, участие в запрещенных экстремистских организациях, захват и незаконное владение оружием, изготовление и контрабанда взрывчатых веществ. Суд приговорил наиболее активных членов экстремистской группы - 24-летнего Фурката Юсупова и 22-летнего Фархада Казакбаева к 18 годам лишения свободы, приняв во внимание, что, задержанные накануне взрывов в апреле, они раскрыли следствию все, известные им, замыслы террористов, что помогло силовикам дезорганизовать действия боевых групп. Сорокалетняя Камола Каюмова, изготавлявшая так называемые пояса шахидов, получила 10 лет. Тридцатидвухлетней Икбол Ташпулатовой суд дал 6 лет лишения свободы за недонесение властям об экстремистской деятельности ее погибшего мужа. Она обвинялась также в создании женских ячеек экстремистской организации в Бухаре, но в отличие от остальных подсудимых отказалась признать свою вину. Остальные девять обвиняемых - молодые люди в возрасте от 22 до 35 лет осуждены на срок от 14 до 16 лет. После празднования 13-й годовщины независимости Узбекистана суды над подозреваемыми в терроризме продолжатся. Правозащитники высказывают опасения, что следующие процессы уже не будут открытыми. Всего по подозрению в причастности к терактам в марте-апреле 2004, по официальным данным, было арестовано 84 человека. Продолжается следствие по делу о взрывах в Ташкенте 30 июля.

dn.kz

Предыдущая статьяМВФ рекомендует
Следующая статьяГероиновая экономика Афганистана