Анель АСКАРОВА, "Деловая Неделя", Казахстан.
Бумажный кордон от экстремистов
Несмотря на то что главной темой новостных сводок последнего времени остаются грядущие выборы в главный законодательный орган страны, похоже, другие заботы о насущном не дают покоя политическому руководству страны. На этот раз речь идет о мерах противодействия террористической угрозе, которая, как оказалось, уже нависла над нашей республикой.
1 сентября, в День знаний, мы действительно узнали кое-что новое. Как следовало из распространенного агентством KZ-Тoday информационного сообщения, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на совместном заседании палат парламента в среду, 1 сентября, заявил о реальности угрозы роста экстремизма в нашей республике. «Поскольку открытость Казахстана привлекает всех активных игроков международной политики, у нас в стране реально может расти влияние экстремистских организаций, тем более что теракты уже не первый год вспыхивают в нескольких десятках километров от границ Казахстана», - заявил глава государства.
По всей видимости, будучи сторонником дедуктивного метода изложения, президент решил для пущей убедительности пойти от общего к частному. Перед депутатами, усердно внимавшими главе государства в перерывах между предвыборными хлопотами, глава государства нарисовал поистине эпическую картину. Нурсултан Назарбаев отметил, что «начало нового века ознаменовалось резким возрастанием террористической активности в мире, вызванной все более возрастающим дисбалансом развития регионов». «На земле уже практически нет места, где бы не знали чудовищной силы терроризма, угроза терроризма нарастает и в нашем регионе», - предупредил гарант Конституции. В частности, сказал президент, «в этом году впервые после 1999 года активизировались террористические группировки в соседнем Узбекистане, совершившие целую серию террористических актов, объектом террористических атак становится Москва».
В этой связи, логически подвел к мысли глава государства, необходимо внести изменения в законодательство о свободе совести. «Страна наводняется разными миссионерами, хорошо если только с религиозной целью, а то идет неизвестно кто, а лицензировать религиозные учебные заведения мы не можем, потому что религия отделена от государства», - заявил президент. «Незаконная деятельность религиозно-политической партии «Хизб-ут-Тахрир» переходит в открытые формы», - подчеркнул г-н Назарбаев. - Международные экстремистские силы не отступают от замысла по изменению конституционного строя и создания в Центральной Азии исламского халифата». В частности, напомнил г-н Назарбаев, «если в 2003 году на юге страны было изъято около тысячи листовок этой организации, то в текущем году - 11 тысяч листовок».
В заключение г-н президент подвел неутешительный итог о почти кощунственном нашем бездействии на фоне такого распоясывания «международных экстремистских сил». «Давайте решать, что нам делать для спокойствия страны», - заявил он, обращаясь к депутатам. И чтобы, по всей видимости, подсказать замершим в ожидании народным избранникам ответ на извечный вопрос литературного классика, президент посетовал: «А мы до сих пор не приняли с вами закон против экстремизма». «Несмотря на то что в Казахстане царит мир и спокойствие, нам нельзя расслабляться, нужно помнить, что стабильность не достигается сама по себе, это плод совместных усилий всех представителей казахстанского общества», - заключил глава государства, явно подразумевая репрезентативный характер общенародного собрания, взявшего на себя труд представлять все казахстанское общество.
Как показывает наша внутриполитическая практика, инициативы, озвученные на высшем уровне, имеют обыкновение воплощаться в жизнь, причем не без рвения чиновников и «народных». Поэтому, вполне возможно, борьба с грозными «международными силами» может начаться уже сейчас. На это указывают и слова председателя Комитета национальной безопасности КНБ РК Нартая Дутбаева, который заявил в интервью журналистам по окончании совместного заседания палат парламента, что закон «Об экстремизме» может быть принят в ближайшее время. Корреспондент KZ-Тoday из Астаны передает комментарий г-на Дутбаева, пояснившего, что в проекте закона «Об экстремизме» «прописан механизм запрета деятельности тех или иных организаций на территории Казахстана». «Если поступит информация о том, что какая-то организация является террористической, будет обращение в суд, и суд будет принимать решение о запрете деятельности этой организации», - заявил руководитель КНБ. Информацией о деятельности таких организаций, по словам главного чекиста страны, будут заниматься все правоохранительные органы, в том числе и его ведомство.
Несмотря на всю декларируемую благородность начинаний высоких чиновников и при всем уважении к ним, представляется, что «черт» в Казахстане не так страшен, как пытаются нам его намалевать. Но даже если согласиться с тем, что террористы уже на подступах к нашей неукрепленной республике, вряд ли методы, предлагаемые с высоких трибун, помогут нам достойно встретить самую болезненную политическую проблему нашего времени.
Комментируя неизбежную и, надо сказать, вполне справедливую критику своих начинаний, г-н Дутбаев заметил, что списки запрещенных организаций террористического и экстремистского толка в отличие от Казахстана есть в большинстве стран, в частности, в США, ряде европейских стран, России, Узбекистане, Кыргызстане. Однако, надо заметить, наш главный чекист проводит параллели со странами, в которых совершенно отличная от нас ситуация.
Очевидно, что терроризм, по сути, есть способ отвержения навязываемой политики, противостоять которой невозможно никакими другими способами. Бесспорно, совершаемые террористами акты массовых убийств и самоубийств не заслуживают никакого оправдания, а их вершители - никакого снисхождения, однако стоит разобраться с тем, что доводит людей до такого состояния, когда участь шахида кажется им милее жизни. При этом жалкие ссылки на «зомбированность» смертников выглядят, по крайней мере, неубедительно. В частности, нельзя объяснить массовым зомбированием все новые и новые волны антиамериканизма в ряде арабских стран и по всему миру, нельзя ссылаться на него при объяснении мотивов иракского сопротивления и 11 сентября, нельзя мотивировать им чеченский терроризм в России.
Интересно, что об истинных причинах терроризма в нашей республике догадываются. Как справедливо заметил глава государства, «источник большинства современных международных конфликтов лежит в социально-экономической плоскости», и «увеличивающийся разрыв в уровне доходов, доступности социальных услуг, распространении знаний и технологий в мире является залогом неизбежного роста международной конфликтности».
Однако при всей осведомленности о мотивах террористов официальные лица предпочитают «лоббировать» в качестве панацеи ужесточение антитеррористического законодательства, рассматриваемое в том числе через урезание закрепленных свобод (слова, совести и т.д.), хотя более логичным было бы на первый план выдвигать проблемы социально-экономического характера и предлагать реально работающие планы их решения.
Примечательно, что одно из наших главных «достижений», при каждом удобном случае «рекламируемое» на политических тусовках разного уровня, под определенным углом зрения превратилось чуть ли не в один из главных наших недостатков. Как оказалось, мирное сосуществование представителей различных национальностей и религиозных конфессий можно рассматривать как потенциальный посыл к разгоранию террористического очага в стране. По словам председателя КНБ, на территории Казахстана есть религиозные течения исламского толка, среди которых организация «Хизб-ут-Тахрир», ваххабиты и ряд других. «Есть еще отдельные мелкие течения суфийского толка и так далее, которые, безусловно, несут некие экстремистские начала в своей деятельности», - сказал он. При этом Нартай Дутбаев подчеркнул, что считает деятельность экстремистских организаций «серьезной угрозой для национальной безопасности».
Однако столь свободное «жонглирование» фактами и их вольная трактовка не всегда выглядят убедительно. Ведь взять, к примеру, спокойный (тьфу-тьфу) Лондон: здесь, несмотря на разношерстный состав населения столицы одного из лидирующих государств мира, где вполне легально сосуществуют самые разные религии, секты, учения и этносы (и поразнообразней казахстанского «ассортимента»), не случалось, слава богу, ни одного теракта, которые стали печальной действительностью для России или Ирака.
Еще не утихли споры об истинных инициаторах 11 сентября, потрясшего мир своими масштабами. Не успокаиваются те, кто обвиняет американское политическое руководство в наступлении на права рядовых граждан под лозунгами защиты от террористической угрозы, в подавлении инакомыслящих под шумок кампании антитеррора. Будем надеяться, мотивы инициаторов ужесточения отечественных законов соответствуют заявленным, и их цель - лишь забота о нашем с вами благополучии. Но таким путем нельзя победить терроризм, лицом которого всегда является, в первую очередь, обездоленный и озлобленный человек, а не полумифические «Аль-Каеда» или бен Ладен. Борьба с последними всегда превращается в сражение с ветряными мельницами, в жернова которых зачастую попадает простой обыватель.