ДРУЖИТЬ НУЖНО В МЕРУ
"Российские вести", КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Как само Содружество, так и организации, созданные в его рамках входящими в него государствами, все больше напоминают о существовании серьезных противоречий между странами-участниками.
Однако парадокс сложившейся ситуации заключается не в геополитическом соперничестве или борьбе «геостратегических принципов», а в тривиальном стремлении правящих кругов сохранить власть. Именно это обстоятельство и толкает их то в сторону России, то в сторону США и Евроатлантического союза, а иногда даже и приближает к новым игрокам на просторах СНГ (например, Китаю).
Судя по всему, уже в ближайшее время следует появление, а точнее возобновление, политики «стратегического партнерства» ряда стран Содружества на российском направлении. В первую очередь ее реанимируют центральноазиатские режимы, кризис которых очевиден. Последние события в России, руководство которой обеспокоено актами терроризма, как нельзя лучше ложатся в канву «старой песни о главном», исполняемой подобными режимами: лучше мы, чем радикалы-исламисты. В том случае, если Москва пойдет на поводу у Ташкента, Душанбе и других столиц государств Центральной Азии, она окажется в очень опасном положении. Во-первых, местные правители втянут ее в крайне непростую ситуацию внутри своих государств, где пока еще существует неконфессиональная оппозиция. Усиление роли «внешнего фактора» автоматически поднимет акции именно религиозных и этнических радикалов. Во-вторых, Россия превратится в глазах большой части мусульманского населения (и не только Центральной Азии) в защитника несправедливой и жестокой власти местных диктаторов. В обоих случаях у Кремля возникнут серьезные внутри- и внешнеполитические проблемы.
Нынешняя стабильность обманчива, и не стоит рассчитывать на пассивность тех, кто имеет собственное видение происходящего, оценивая его не в рамках официальных сообщений и пресс-релизов. Это хорошо понимают правящие режимы центральноазиатских стран, а потому и спешат подчеркнуть свою лояльность России.
Население же этих государств уже давно выразило свое отношение к ней: начавшаяся массовая миграция (как сезонная, так и круглогодичная) из Центральной Азии на российские просторы набирает обороты. В таком случае возникает закономерный вопрос: против кого должен дружить Кремль с откровенно сомнительными с политической и моральной точек зрения режимами региона? Вероятно, против тех, кто выступает против них. Едва ли такое развитие событий соответствует национальным интересам России и ее граждан, часть которых, кстати, исповедует ислам.