CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

time.kz

Афганский отпуск

1 октября 2004

Афганский отпуск

Так вышло, что две избирательные кампании наложились одна на другую: парламентская - в Казахстане, где я обычно живу и работаю, и президентская - в Афганистане, где я провожу очередной трудовой отпуск. Правда, наше кино, как известно, закончится 3 октября вторым туром,а у афганцев все только начинается: главу государства они пойдут избирать 9 октября.

Вадим Борейко, "Время", Казахстан

С начала о различиях. Выборы в мажилис если и могли повлиять на судьбы мира, то только в одной отдельно взятой голове, отягощенной сумеречной фантазией. К тому же у нас все всегда хорошо кончается: правильные парни из "Отана" побеждают неправильных из оппозиции.

Иное дело Афганистан. Это страна, где уже 25 лет идет хроническая, как язвенная болезнь, гражданская война. Она то вспыхивает пожаром, как в советскую оккупацию или царствие Талибана, то впадает в латентную фазу, как сейчас.

Афганистан - едва ли не самый проблемный сосед в азиатской коммунальной квартире, и от того, как пройдут и чем завершатся первые в его истории президентские выборы, зависит стабильность во всей "вороньей слободке". И в Казахстане в том числе.

Несмотря на разную цену наших и афганских выборов для миропорядка, встречались иногда настолько удивительные совпадения, что я поневоле задумывался, кто из нас у кого демократии учился. Вот, например. В Афганистане 9,8 млн. человек, имеющих право голоса. А регистрационных карточек было выпущено более 10 миллионов. По данным ООН, 90 процентов избирателей уже зарегистрировано.

В Афгане достаточно провести хотя бы день, увидеть хоть один кишлак, чтобы понять: эта цифра слишком фантастическая, чтобы быть правдивой. Мне говорили, что "особо везучие" избиратели получали по 5 регистрационных карточек, которые потом меняют на бюллетени. Я, как это услышал, сразу вспомнил родные штрихкоды (больше трех в одни руки не давать) и срочно заскучал по дому...

Кандидатов на высший пост в Афганистане - около двадцати. Из наиболее серьезных - действующий президент пуштун Хамид Карзай, которого пока еще поддерживают американцы; министр внутренних дел коалиционного правительства Юнус Каннуни (его лоббирует глава Северного Альянса и таджикской диаспоры маршал Мухаммад Фахим); лидер узбекской общины генерал Абдулрашид Дустум, бывший военный советник Карзая. Я не случайно подчеркиваю их национальность: в Афганистане решающим фактором при голосовании является этническая принадлежность кандидата. Впрочем, поговаривают, что афганский Центризбирком находится в Вашингтоне.

Мое заочное знакомство с одним из кандидатов в президенты - Дустумом - началось еще в Узбекистане.

...В Термезе меня замели сразу. Выйдя из вагона и отчего-то расслабившись, я начал снимать на камеру вокзал. И через минуту уже сидел в милицейском участке. Видеосъемка режимного объекта в пограничной зоне дружественного Узбекистана радужных перспектив не сулила.

Паспорт мой менты отобрали, на вопросы не отвечали, а только смотрели как-то сквозь. Из чего я сделал правильный вывод, что участь моя незавидна, и заранее с нею смирился.

Но тут один сержант невзначай спросил:

- Вы собирались сразу к мосту ехать (мост Дружбы через Амударью, место пересечения границы, откуда, кстати, в 1979 году началось советское вторжение. - В. Б.) или вас кто-то в Термезе ждет?

- Меня ждут в доме Дустума, - ответил я, как учили.

Даже фраза "Сим-сим, откройся!" не произвела бы такого эффекта, как это имя.

Внезапные уважительные хлопоты милиционеров означали: "Так бы сразу и сказал!"

Меня проводили до такси и показали дорогу.

Дом Дустума в Термезе - два внутренних дворика-патио, тенистых и прохладных благодаря раскидистым кронам деревьев хурмы. Это одновременно и офис генерала, хотя сам он здесь бывает изредка, и гостиница, и бивак для приблудных иностранных журналистов вроде меня.

Из разговора за пловом я понял, что Дустум - фигура культовая не только в Северном Афганистане, но и здесь, в Узбекистане.

Генерал (в доме Дустума его называют генералиссимус, аналогии на ваше усмотрение) - словно воплощенный афоризм Черчилля о том, что не бывает вечных друзей и вечных врагов, но есть вечные интересы. Он дружил и воевал с Союзом, Наджибуллой, Ахмад Шахом Масудом. Его друзья-враги давно на том свете, а ему хоть бы что. Это вполне светский политик, не замороченный на шариате, не носящий бороды и выступающий за расширение прав женщин. Они его боготворят. Этой любовью, а также статью и усами до боли в глазах напоминает Гани Касымова. Его термезский помощник по общим вопросам, бывший афганский летчик Мухаммад Закрью ("На телефоне сижу", - пояснил он свои полномочия), поинтересовался, русский ли я. Получив утвердительный ответ, он пустился в воспоминания:

- Русский хорош был. Дорога строил, дом строил, кушать давал. А сейчас американец. Ему по х... Афганистан. Дом не строит, кушать не дает.

Наверное, этим противопоставлением Закрью хотел сделать мне приятное. Хотя и я, и он, конечно, помнили, что СССР забрал у Афганистана миллион жизней.

...Вечером в понедельник я уже был в Мазари-Шарифе. Северная столица Афганистана. Второй по величине город страны с миллионным населением. Вотчина генерала Дустума.

Надо сказать, что Афганистан хотя де-юре и унитарное государство, де-факто Карзай контролирует только Кабул и его окрестности. А у остальных провинций общего - разве что денежная единица афгани (курс доллара - 1:45). В каждой провинции царь, бог и воинский начальник - это полевой командир со своими законами и боевыми частями, который подчиняется только Всевышнему. Ну чем не казахстанские акимы, подвластные одному лишь Голосу свыше?

Во вторник, 28 сентября, я наконец увидел Дустума живьем. С раннего утра колонна из сотен машин, украшенных афганскими триколорами и беспрерывно гудящих, направилась из Мазари-Шарифа в Шеборган, город в 150 км. Агитпоезд "Отана" по сравнению с этим зрелищем - игра в паровозики. На центральном стадионе собралось 200 тысяч человек из девяти северных провинций на митинг в поддержку Дустума. Подобную массовую истерию и беснование толпы от любви к вождю доводилось видеть только в хрониках о Сталине, Гитлере, Мао...

...Упорный поиск родимых примет в стране, с которой у нас ничего общего вроде бы нет, привел меня к потрясающему открытию. Вы помните, в Азиопии было такое министерство культуры, информации и согласия по любви, впоследствии реформированное? Так вот, совсем недавно афганские власти выпустили из тюрьмы Мавлави Каламуддина, который при талибах возглавлял МИНИСТЕРСТВО ПООЩРЕНИЯ ДОБРОДЕТЕЛИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОРОКА!

Так что еще неизвестно, кто из нас ближе к зияющим вершинам демократии.

Алматы - Термез (Узбекистан) - Мазари-Шариф (Афганистан

time.kz

Предыдущая статьяОБЪЕМ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СТРАН СНГ В ЭКОНОМИКУ КАЗАХСТАНА В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ УВЕЛИЧИЛСЯ БОЛЕЕ ЧЕМ В ДВА РАЗА
Следующая статьяНестабильность в Иране угрожает Азербайджану