Deutsche Welle, Хроника Центральной Азии / 21.10.2004
Школьники направлены на «борьбу с урожаем».
Несмотря на заявление президента Туркменистана Сапармурата Ниязова о недопустимости использования детского труда на уборке хлопка, практически во всех богатых хлопком районах страны школьники направлены на «борьбу с урожаем». Школы в этих районах опустели.
«Мы запрещаем использовать труд школьников на прополке и уборке хлопка, как это было во времена СССР», заявил Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов на встрече с туркменской молодежью.
«Кто бы и где бы ни работал, должен получать за свой труд соответствующую плату. Никто не должен быть обижен, обделен вниманием», сказал Ниязов.
Президент разрешил молодежи «ссориться» с руководителями органов государственного управления, областей, районов и «предъявлять им свои требования, если они не станут решать ваши проблемы».
«Если кто-то обидит вас, унизит, будет к вам не справедлив, вы, ребята, можете сообща обратиться за помощью к вышестоящим руководителям и потребовать от них действий. Это ваше право и ваша воля», заявил Ниязов.
28 сентября на заседании Кабинета Министров Ниязов вновь заявил о необходимости «пресекать любые попытки привлечения к уборочной школьников, а также работников организаций и учреждений».
Однако по сообщениям из города Ташауз (из надежных источников) с 13 сентября всех сельских школьников 7-9 классов, в том числе и учащихся школ районных центров, сняли с уроков в связи с уборкой хлопка. «Как нам объявили, это пока только до середины октября, - говорит учительница из Куняургенча, - Но и так ясно, что детей не вернут в классы до самого конца уборки, то есть до середины-конца ноября. Родители тихо протестуют, не отпуская своего ребенка, а достается нам, учителям. Директор каждый день требует явку, но как мы можем заставить подростка ехать в поле, если он хронически болен или у него нет обуви, теплой одежды».
- Наших детей забирают на хлопок как в армию. Там им приходится пить воду из открытых водоемов. Мой 13-летний ребенок умер от гепатита, второй сын, ему 16, тоже болел гепатитом. Теперь он на хлопке, и мы все за него боимся. Ниязов на каждом совещании обещает, что детей не будут забирать на хлопок, а местные князьки свое дело делают и насильно их туда вывозят. А ведь хлопка на поле нет! Я не знаю, как местные власти собираются выполнить план. Ужас, а жаловаться некому, -
- заявила «НВ» жительница Ташаузского велаята.
Как сказала корреспонденту «НВ» сотрудница одного из медицинских учреждений Ташаузского велаята, дети, работающие на хлопковых полях, находятся в условиях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, поэтому не удивительно, что в последние несколько дней можно констатировать среди подростков вспышку гепатита.
С конца сентября на хлопок отправились и городские школьники (кроме столичных).
«Летние каникулы, плавно переходящие в осеннюю страду на хлопковых полях, идут во вред детям. У них пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют свое внимание на предмете, у них узкий кругозор, бедный словарный запас...Что ждет этих детей в дальнейшем?» - признается учитель одной из городских школ на севере Туркменистана.
Как сообщил источник в Ташаузском хякимлике, «этой осенью только из нашей области добровольных помощников в лице школьников, работников предприятий, учреждений и организаций на хлопковых полях должно быть не менее 200.000 человек».
P.S.Согласно Закону Туркменистана «О гарантиях прав ребенка» от 5 июля 2002 г. «не допускается привлечение учащихся во время учебного года к сельскохозяйственным и иным работам, не связанным с учебным процессом», а также «не допускается использование ребенка на работах, которые были ли бы вредны для его здоровья или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию».
АШХАБАД-СОФИЯ: В четверг международная правозащитная организация "Туркменский Хельсинский фонд" - ТХФ обнародовала информацию о так называемых "черных списках", согласно которым из страны не выпускаю неблагонадежных.
В документе говорится:
"Согласно сообщениям из Туркменистана в ашхабадском международном аэропорту им. С. Туркменбаши ежедневно с внутренних и международных рейсов снимаются по 2-3 гражданина Туркменистана, внесенных в пресловутые списки невыездных".
ТХФ приводит информацию о том, что 20 октября 2004 года в ашхабадском аэропорту туркменские пограничники сняли с рейса 403 Ашгабат-Стамбул гражданку Туркменистана Мурадову, 1979 г.р.
Мурадова собиралась на два дня в Турцию в деловую поездку, обратный билет на 22 октября находился при ней. Пограничники, сославшись на некий список лиц, которым запрещен выезд за пределы страны, посоветовали Мурадовой сдать билеты обратно. Когда родители Мурадовой стали требовать объяснений, к инциденту подключились работники МВД Туркменистана, которые и подтвердили факт запрета выезда их дочери.
По мнению ТХФ, основная причина запрета на передвижение Мурадовой С. состоит в ее родственной связи с одним из членов туркменского оппозиционного общественно-политического Движения "Ватан".
А.Атаев, О.Сарыев, В.Волков