Культ личности выходит из моды
PRonline, 24.11.2004
Мнение, согласно которому культ личности - явление иррациональное и необъяснимое, ныне неактуально. Сегодняшние последователи товарища Сталина демонстрируют, что и это направление политической мысли - поле для новых находок и научных экспериментов политтехнологов.
Одни из наиболее видных диктаторов современности, Сапармурат Ниязов и Ким Чен Ир, по-видимому, устали от культа собственных личностей. Их поведение в последнее время выглядит поистине трогательно.
Японская печать утверждает, что в КНДР прекратили делать нагрудные значки с портретом лидера страны Ким Чен Ира. Причем, указание о прекращении производства значков исходило от самого Ким Чен Ира. По их данным, портрет нынешнего руководителя КНДР убран и со стен помещений, в которых проводятся международные мероприятия. В этом случае вывешивается только портрет первого президента страны - товарища Ким Ир Сена.
Северокорейская печать также прекратила использование эпитетов, возвеличивающих Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Правда, речь идет лишь о сообщениях на иностранных языках, распространяемых за рубежом. Но и этот шаг, бесспорно, вызывает уважение.
Практически одновременно в Туркменистане Сапармурат Ниязов демонстрирует чудеса скромности. Спустя полтора месяца, после того, как самая высокая вершина Туркмении названа именем туркменбаши, он благородно отказался от очередного, шестого по счету, звания Героя. «Туркменам присуща скромность, и я считаю для себя невозможным получить очередное звание Героя», - аргументировал свое решение Ниязов.
По-видимому, осознав, что большая часть проявлений культа личности - не более чем повод для усмешек иностранцев, правители решили вбросить в международное коммуникационное пространство отчасти шутливый, а для кого-то, возможно, и серьезный посыл об ограничении культа личности.
В то же время создается впечатление, что для некоторых сильных мира сего культ личности - своеобразная дань моде. Политикам, как и любому другому продукту PR-технологий, время от времени требуется смена имиджа. В сталинском понимании эта мода уже явно устарела. В связи с этим Северную Корею и Туркменистан, очевидно, ждет культ личности в новом, переработанном формате.