В ТУРКМЕНИИ ПРОШЛИ ПСЕВДОВЫБОРЫ В ПСЕВДОПАРЛАМЕНТ
Георгий СТЕПАНОВ, "Известия", 10:14 20.12.04
В воскресенье в Туркмении прошли выборы в национальный однопалатный парламент. В своих репортажах об этом мероприятии местные СМИ особо упирали на альтернативный, конкурентный, а значит, "подлинно демократический" характер голосования: на 50 мест в меджлисе претендовал 131 человек (109 мужчин и 22 женщины в возрасте от 25 до 66 лет). Уже к 12.00 по ашхабадскому времени на участках отметился 61 процент граждан с правом голоса. Словом, выборы состоялись, едва начавшись.
Всего в республике было зарегистрировано 2 миллиона 491 тысяча 789 избирателей (общая численность населения - около 6,5 миллиона человек). Голосование проходило в 50 одномандатных избирательных округах, на 1610 участках. За процессом следили 200 местных наблюдателей - из Института демократии и прав человека при президенте Туркмении. Иностранцы, в частности сотрудники ОБСЕ, на выборы допущены не были. Правительство мотивировало свой отказ тем, что "ответственные государственные лица сами удостоверятся в соблюдении всех процедур".
Туркменбаши Сапармурат Ниязов, как всегда, проголосовал на участке ниязовского избирательного округа номер 1 Ашхабада, где находится его резиденция. Здесь баллотировались 4 кандидата: учительница, советник отдела политсовета Демократической партии, замдекана сельскохозяйственного университета и председатель комитета по законодательству меджлиса.
Большинство кандидатов делегировала в меджлис единственная в стране партия - Демократическая, оставшуюся часть - общественные организации. Фотографиями претендентов оклеен каждый дом и столб. Все кандидаты поддерживают президента. Как выразился в своей предвыборной программе один из них, 25-летний Хошгельды Халназаров, "наша главная задача - приложить максимум усилий по всемерной пропаганде и разъяснению получившей всемирное признание деятельности навеки Великого Сапармурата Туркменбаши".
В Туркмении давно существует единая схема назначения претендентов на места в меджлисе. Сначала за них ходатайствуют районные администрации, затем - областные. После этого их должен одобрить президентский аппарат.
Что касается провозглашенной Центризбиркомом "альтернативности", то вот что рассказывает Нурмухаммед Ханамов, бывший туркменский посол в Турции и Израиле, ныне один из лидеров оппозиционной Республиканской партии (его слова приводит радио "Немецкая волна"): "Безусловно, многие из кандидатов знают об условности своих кандидатур. Кому-то заранее говорят: "Вы будете альтернативным кандидатом, но в последние дни перед выборами откажетесь". Или: "Вы особенно-то агитационную работу не ведите, ведь пройдете все равно не вы, а другой кандидат".
И еще одно любопытное разъяснение Ханамова: "Явка очень высока. Но не потому, что все так активно приходят на выборы. За тех, кто не приходит, бюллетени в урны бросают сотрудники избирательных комиссий".
Парламент в республике не обладает вообще никакими полномочиями. Ему в прошлом году туркменбаши отказал в праве вносить поправки в Конституцию, и теперь меджлис собирается исключительно для одобрения президентских указов. Или чтобы коллективно заслушать очередной том ниязовского стихотворного творения - "Рухнамы". Или чтобы объявить 2003 год Годом матери президента - Героя Туркмении Гурбансолтан-эдже, а 2004 год - Годом отца президента - Героя Туркмении Атамурата Ниязова.