Deutsche Welle, 22.12.2004
Узбекистан перед выборами
В парламент пройдут кандидаты только от пяти официально зарегистрированных партий
Мало кто в Узбекистане надеется, что итоги голосования способны изменить ситуацию в стране
В это воскресенье в Узбекистане пройдут парламентские выборы. Жителям республики предстоит избрать депутатов законодательной палаты и сенат - палату регионов. Парламент впервые станет двухпалатным. Но это обстоятельство вряд ли изменит его номинальную роль. Ведь представителей оппозиции в парламенте не будет. Участвовать в выборах могут всего пять официально зарегистрированных партий. Причём все они абсолютно лояльно настроены по отношению к Исламу Каримову. Так что президент и впредь будет самостоятельно принимать решения по всем ключевым вопросам. А какой видят ситуацию в Узбекистане западные журналисты? В Ташкенте сейчас находится корреспондент «Немецкой волны» Владимир Мюллер.
Ситуация в Узбекистане напоминает положение и в других постсоветских республиках Центральной Азии, но есть здесь и принципиальные отличия. Вся власть в стране сконцентрирована в руках президента Ислама Каримова, однако сравнивать его стиль правления с авторитарным режимом Сапармурата Ниязова из соседней Туркмении было бы просто некорректно. Узбекистан делает ставку на подъём экономики, но, в отличие от Казахстана, особыми успехами в этой области похвастать не может. Одна из главных причин - нежелание или неспособность правительства проводить реформы. Вот что говорит в связи с этим Торстен Эрдман, глава Немецкого экономического клуба в Ташкенте:
- Как рассказал мне один знакомый, работающий в текстильной промышленности,- чтобы ввезти необходимое оборудование, надо получить разрешение семи или восьми разных инстанций. И на это уходит уйма времени. В среднем около шести-восьми месяцев.
Бессистемное государственное регулирование замедляет развитие экономики. Таможенные правила в республике, являющиеся причиной роста коррупции и взяточничества, - это вообще отдельная тема. Если говорить о крупных иностранных инвесторах, то открыть в Узбекистане своё сборочное производство удалось только южнокорейской компании «Дэу».
- Таможенные пошлины просто гигантские. За обычный легковой автомобиль приходится доплачивать от 90 до 130 процентов его номинальной стоимости. Из-за таможенных пошлин, сбора за регистрацию и других платежей сумма в итоге выходит просто огромная. Это, конечно же, не способствует развитию торговли.
Вольфганг Шрайбер живёт в Узбекистане уже 10 лет. Он был первым руководителем местного отделения немецкого Фонда имени Конрада Аденауэра. Сегодня он выступает в роли координатора международных проектов. По его словам:
- :люди - вот главный потенциал страны. Гостеприимство и любезность местных жителей постоянно поражают иностранцев.
Но уровень жизни в стране остаётся довольно низким. Многие здесь не зарабатывают и 30 долларов в месяц. Не только для Ташкента, но и для других регионов этой суммы явно недостаточно. В итоге растёт теневой сектор экономики. Возможно, поэтому правительство Узбекистана сейчас активно стимулирует развитие безналичных платежей на основе пластиковых карт. Но далеко не во всех банках есть банкоматы, не говоря уже о магазинах, принимающих карты. Как напоминает в этой связи Торстен Эрдманн, глава Немецкого экономического клуба в Ташкенте:
- :Обычная узбекская семья покупает продукты не в супермаркете, а на рынке. Это не только дань традиции. На базаре большой выбор, да и цены ниже. И платить на рынке за картошку, помидоры или огурцы пластиковой картой просто нет возможности.
Кого-то нищета вынуждает к эмиграции. В начале 90-х гг. тысячи людей, прежде всего неузбекской национальности, уехали из страны. Но, говорит Вольфганг Шрайбер:
- :многие из них потом вернулись. Потому что представители разных национальностей живут здесь в согласии. У Путина и Каримова сложились хорошие отношения, в вузах Узбекистана есть группы с преподаванием на русском языке.
Правда, несмотря на отсутствие конфликтов на межнациональной почве, перспективы молодёжи Узбекистана радужными не назовёшь. По неофициальным данным, более половины молодых людей не имеют постоянной работы. Как иронично замечает Вольфганг Шрайбер, в этой связи государство может гордиться только тем:
- :что люди по-прежнему остаются спокойными, хотя их труд откровенно эксплуатируют.
Например, во время сбора хлопка. На помощь хлопкоробам мобилизуют не только студентов, но и школьников. Денег за это подростки, как правило, не получают.
Что же касается предстоящих выборов, то мало кто в Узбекистане надеется, что их итоги способны изменить ситуацию в стране. В парламент баллотируются только кандидаты от пяти официально зарегистрированных партий, лояльно настроенных по отношению к режиму Каримова. Критики президента от них ждать не стоит. Правительство Каримова проводит достаточно жёсткую политику в информационной сфере. В подконтрольной властям прессе материалы о масштабе коррупции, экологических проблемах и крайне высоком уровне безработицы почти не встретишь. Как и публикаций о деятельности оппозиции. А ей сегодня приходится трудно, - говорит Вольфганг Шрайбер:
- Новый закон о политических партиях запрещает им получать деньги от зарубежных организаций. И самая большая ошибка: финансирование партий из госбюджета. Как говорится: «Кто платит, тот заказывает музыку».
Тем не менее, правящий режим испытывает определённый страх. Об этом говорит, например, решение Джорджа Сороса свернуть деятельность основанного им института «Открытое общество» в Узбекистане. Причиной этого шага Сорос назвал давление со стороны властей и упомянул, в частности, требование пройти перерегистрацию. Произошло это, кстати, после заявления о том, что Институт «Открытое общество» в немалой степени способствовал росту революционных настроений в Грузии.
Ислам Каримов активно борется с проявлениями религиозного экстремизма. Правда, соответствующие лозунги используются им и для подавления инакомыслия.
- Тот, кого поймают с листовкой «Хизб-ут-тахрит» в руках, может быть уверен, что его отправят за решётку. С одной стороны, это понятно. Но с другой стороны - какой от этого прок? Ведь молодые люди делают это, чтобы заработать несколько долларов (а деньги у экстремистов есть). Но из них делают уголовников, а от этого страдают и их родственники. В итоге власти добиваются обратного результата, т.е. не снижения опасности со стороны терроризма и фундаменталистских группировок, а пополнения их рядов.
Новый парламент, который изберут в это воскресенье, призван усилить роль регионов. Депутаты законодательной палаты будут работать на профессиональной постоянной основе. Правда, до тех пор пока у власти находится Каримов и его окружение, никто в Узбекистане не поверит, что после выборов их страна станет действительно демократическим государством.
Владимир Мюллер, Ташкент