[21/01/2005]
ИЗ АШХАБАДА С ЛЮБОВЬЮ
Отныне туркменский газ будет обходиться Украине на треть дороже
Глеб ПРОСТАКОВ, НГВ - Нефтегазовая Вертикаль
ВОПРЕКИ ожиданию большинства экспертов, Туркменистан все же сумел добиться повышения цены газа, экспортируемого в Украину. Жесткая позиция Сапармурата Ниязова, который пошел на такие беспрецедентные меры, как отключение газоснабжения, буквально "продавила" нежелание украинцев платить $58 за 1 тыс. кубометров вместо традиционных $44.
Самым неожиданным в этой ситуации оказалась слабость переговорных позиций страны. Являясь крупнейшим потребителем туркменского топлива, "Нафтогаз Украины" смог добиться лишь символической уступки в $2 ($58 вместо $60), которую ненадолго предоставил Туркменбаши.
Поддержка "Газпрома", на которую всерьез надеялся "Нафтогаз Украины", "оранжевого" характера не предусматривала. Россияне не стали латать бреши в газовом балансе Украины, а значит, возможности продолжать ценовые дискуссии на равных у страны не оставалось. Спасение не было найдено ни в поставках независимых производителей газа России, ни в якобы больших запасах "голубого топлива" в газовых хранилищах самой Украины. Постреволюционная республика оказалась в нокдауне, когда миф о двух альтернативных источниках поставок газа (Россия и Туркменистан) был разрушен.
ВПОЛНЕ очевидно, что, оказывая беспрецедентное давление на Украину, С.Ниязов должен быть на 100% уверен в благополучном для себя исходе. Структура экспорта газа играет отнюдь не на руку Туркменистану. Ежегодно "Туркменнефтегаз" добывает порядка 58--60 млрд куб.м, из них 36 млрд куб.м сегодня покупает Украина, 7 млрд куб.м приходится на долю "Газэкспорта". Как известно из курса экономики, значительная концентрация как продавцов, так и покупателей характеризуется как двусторонняя олигополия. И все же, неужели, выкупая свыше 60% всего добываемого в Туркменистане газа, Россия и Украина не смогли навязать свои условия?
Ответ явно неоднозначен. Украина вполне предсказуемо (учитывая результаты президентских выборов) не смогла заручиться реальной поддержкой России в газовом вопросе. По сути, обе стороны вели переговоры отдельно и говорили каждая за себя. Самым обидным для Украины моментом договоренностей с лидером Туркменистана является дифференцированный подход к решению вопроса о цене. В данном контексте риторический вопрос Ю.Бойко, "как это называется, когда россиянам продают по $44, а нам по $60?", звучит особенно актуально.
Впрочем, эксперты не видят в такой дифференциации ничего удивительного. По словам директора Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, "у России по определению более сильная переговорная позиция, поскольку именно Москва контролирует газовую трубу, а без транспортировки экспорт туркменского газа невозможен. Кроме того, Россия сама добывает газ в значительных объемах, что дает ей пространство для маневра". Действительно, извлекая из недр порядка 540 млрд м3 газа в год, "Газпром" не слишком обеднеет, отказавшись от 7 млрд м3 туркменского газа. А вот Украине, которая на 45% покрывает свои потребности газом из Туркменистана, поступить так куда сложнее.
Россия изначально позаботилась о том, чтобы застолбить газовые цены в долгосрочных договорах с Туркменистаном. Так, одним из главных аргументов "Газпрома" в пользу сохранения существующих условий закупки газа звучало то, что объемы поставок, формула расчета и цена зафиксированы в двусторонних договорах вплоть до 2006 года. Нарушив эти условия, Туркменистан дал бы недвусмысленный повод для обращения в международные суды.
В то же время украинско-туркменские договоренности предусматривали заключение ежегодных допсоглашений, в которых оговаривались цены и объемы поставок. Так что задуматься о рисках повышения цены можно было бы уже давно. "Цена на энергоносители в мире растет, поэтому рост цены туркменского газа являлся неминуемым, -- считает Игорь Бураковский. -- По моему мнению, нужно было говорить о поэтапном повышении цены, но, судя по всему, этот вопрос Украина не ставила".
Кабальными для Украины назвал условия газовой сделки член Комитета по вопросам ТЭК Верховной Рады Александр Гудыма. С его точки зрения, эта сделка была заключена в наиболее неблагоприятный для Украины момент. "Старого президента у нас уже нет, а нового -- еще нет. А значит, и нет того человека, который мог бы расставить все точки над i", -- говорит А.Гудыма. Мнение народного депутата сводится к тому, что так или иначе Украина будет платить названную туркменами цену. Проблемы же возникнут отнюдь не у населения, а у нового правительства, и всплывут они в виде полумиллиарда долларов.
НЕ связывать нынешнюю "газовую" проблему с президентской эпопеей в Украине было бы, по крайней мере, наивно. Нынешние непростые взаимоотношений России и Украины, в значительной мере подогретые политтехнологами и политиками обеих сторон, не могли не отразиться на энергетической сфере.
Очевидно, что позиция бесстрастного наблюдателя, которую выбрала Россия по отношению к переговорному процессу между Туркменистаном и Украиной, была не случайной. Победа Виктора Ющенко и поспешные заявления последнего о том, что российско-украинские энергетические договоренности (в части Газотранспортного консорциума и создания компании "РосУкрЭнерго") должны быть пересмотрены, не могли оставить Кремль равнодушным.
Так, "Газпром" полностью исключал покупку Украиной газа у независимых производителей России, чей газ поставляется исключительно на внутренний рынок. "Принцип сохранения единого канала экспорта газа из России незыблем", -- так уверенно озвучил приговор Украине газовый топ-менеджер Общества Александр Рязанов.
Повышение цены туркменского газа, а также фактический контроль россиян над его поставками в Украину, зафиксированный августовскими договоренностями "Нафтогаза" и "Газпрома" о создании "РосУкрЭнерго", создает все предпосылки для повышения стоимости российского газа, который теперь уже точно стал безальтернативным. Главный козырь в переговорах по цене газа Украина утратила накануне. Недавно согласованные условия погашения "Нафтогазом" газового долга перед "Газпромом" делают невозможным изменение платы за транзит российского газа по украинской территории, которая будет оставаться для россиян неизменной вплоть до 2009 года.
Нынешнюю уязвимость Украины "Газпром" теперь вполне может использовать и для реализации более насущных целей. Об одной из них в своем недавнем интервью обмолвился тот же А.Рязанов. "Сегодня правом экспорта туркменского газа через территорию Украины обладает "Нафтогаз Украины". Мы бы хотели, чтобы контракты, которые имеет эта компания, с 2005 года перешли под контроль и исполнение "РосУкрЭнерго". Эта организация в ближайшие 25 лет должна обеспечивать потребности Украины в газе", -- считает зампред правления "Газпрома".
ВПРОЧЕМ, политический аспект проблемы стал лишь катализатором реакции, приведшей к негативным для Украины последствиям. Показательно, что резкое подорожание газа сами туркменские чиновники объясняют 5---10-кратным скачком цен на продукцию, которая завозится в республику в счет товарной части оплаты топлива. Это не удивительно, учитывая, что последние пару лет стабильный и хороший спрос на металлургическую, химическую и машиностроительную продукцию стимулировал значительный рост цены на нее.
По мнению ведущего аналитика консалтинговой компании UPECO Сергея Куюна, подорожание туркменского газа стало очередным сигналом, свидетельствующим о необходимости реформирования газового рынка. Прежде всего, имеется в виду неадекватная мировой цена газа на внутреннем рынке Украины, которая до последнего времени укрепляла веру в дешевое топливо, как в нечто данное свыше.
Прекратить использовать практику дотирования госкомпанией частных предприятий безуспешно призывал и Юрий Бойко. "Нафтогаз Украины" не единожды инициировал постепенное повышение цены "голубого топлива" для промышленной категории потребителей, и всякий раз эти попытки резко пресекались. Ответственность за непопулярное решение до сих пор взять на себя никто из высоких чиновников не решился.
СОГЛАСНО постановлению украинского правительства, весь объем поставляемого в страну туркменского газа идет на удовлетворение потребностей промышленности. "Интересным является то, что украинские предприятия-потребители газа негативно не отреагировали на новый газовый контракт, хотя ранее достаточно четко заявляли свою позицию относительно роста цен на те или иные ресурсы", -- отмечает Игорь Бураковский. Свое объяснение этому факту дает президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, а также один из претендентов на премьерское кресло в новом правительстве Анатолий Кинах. "Установленная Туркменистаном цена на природный газ, импортируемый в Украину, отображает необратимое увеличение цен энергоносителей на мировых рынках", -- считает президент УСПП.
Рост цены туркменского топлива косвенно затронет и интересы населения. На днях "Нафтогаз" инициировал повышение на 25% (до $42 за 1 тыс. куб.м) цены газа для данной категории потребителей, мотивируя это необходимостью обеспечить стабильность работы газового комплекса. Вполне вероятно, что новое демократическое правительство, наконец, начнет воплощать непопулярную политику постепенного сближения внутренних и мировых цен. В противном случае, новых ценовых шоков Украине не избежать. Как и социальных конфликтов.