CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.ru

Персидский шах

3 февраля 2005

Персидский шах

Григорий СЕРГЕЕВ, Журнал ЕВРАЗИЯ

Характерное для Ближнего и Среднего Востока несовпадение географии интересов с географией и границами государств ведет к тому, что к региону проявляют прагматический интерес не только соседи, но и государства, находящиеся на значительном удалении. В Москве уже поняли, что стратегия России на Кавказе и в Средней Азии немыслима без такого государства, как Иран. В этом году здесь должны пройти всеобщие выборы, но дата голосования пока не утверждена. От того, по какому пути пойдет исламская республика после выборов, будет зависеть расклад сил в регионе - этим и обусловлен интерес к Тегерану мировых держав. Тем временем сам Иран пытается выстроить вокруг себя «систему балансов», развивая отношения с Россией, Индией, Китаем и Евросоюзом, а партнеры Ирана выступают против политики давления на Тегеран, практикуемой США.

В конце прошлого года в Иране прошли самые масштабные за всю историю страны военные учения. Армия испытала новейшее оружие. В маневрах были задействованы ракетные установки, беспилотные самолеты, танки и другая бронетехника. Большинством образцов вооружения иранская армия обзавелась в последние два года. Задействовав десяток пехотных дивизий, артиллерию и авиацию, командование Вооруженных сил Ирана объявило целью маневров демонстрацию готовности армии отразить нападение американских войск.

Как заявил заместитель командующего бригадами Стражей исламской революции, генерал Мохаммад Бейкр Золкадр, «в случае атаки со стороны другого государства Иран оставляет за собой право нанесения ответного удара», причем как по территории напавшей страны, так и по ее «интересам» за рубежом. В отличие от командования иранской армии генерал Золкадр не акцентировал внимания конкретно на США, однако наблюдатели высказали мнение, что его предупреждение касается американских приготовлений, связанных с военным присутствием США в Ираке, а также в Грузии и Азербайджане.

Пока иранские политики выражают готовность к самым разным контактам с Вашингтоном, военные намереваются ответить на возможную экспансию Вашингтона. «В Иране уже набраны 25 тысяч смертников, готовых совершить теракты в Израиле и диверсии против американских войск в Ираке», - заявил боевик иранской группировки, называющей себя Комитет памяти мучеников всемирного исламского движения. Около двухсот членов этой организации 4 декабря отмечали на кладбище в Тегеране 21-ю годовщину взрыва на базе американской морской пехоты в Ливане. По данным Reuters, в ходе акции было объявлено о формировании первого подразделения смертников-коммандос. По другим данным, боевики группировки уже совершали теракты в Израиле, а один из террористов пообещал «рано или поздно похоронить всех захватчиков исламских земель». Правда, замминистра внутренних дел Ирана заверил, что террористам не позволят пересечь границу, поскольку они не имеют поддержки иранского правительства и могут выступать лишь до тех пор, пока «их идеи ограничиваются теорией».

Позже на конференции в Бахрейне с участием Ирана и стран Персидского залива, где обсуждалось создание новой системы безопасности в регионе, министр иностранных дел ИРИ Камаль Харрази утверждал, что новая региональная организация будет бороться с терроризмом и призвал соседей не подписывать соответствующих соглашений со странами, не относящимися к региону. Харрази даже предложил заключить договор, запрещающий его участникам подписывать двусторонние документы с «третьими странами», представляющими угрозу безопасности для региона. Намек на США был прозрачным. Незадолго до бахрейнской конференции секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Хасан Роухани, представляющий Тегеран на международных переговорах по вопросам ядерных разработок, заверял, что его страна одержала «великую победу» над США. Подразумевалось решение ООН не рассматривать иранскую проблему на заседании Совбеза и исключение возможности введения санкций против Тегерана, поскольку МАГАТЭ одобрило заявление Ирана о прекращении обогащения урана. По мнению Роухани, на заседании МАГАТЭ в Вене «американцы выглядели разозленными. Все говорили, что мы победили, в то время как США проиграли».

Парадокс в том, что Тегеран с Вашингтоном продолжают строить планы сотрудничества. Например, директор Библиотеки конгресса США Джеймс Биллингтон в ходе визита в Тегеран подписал с руководителем Национальной библиотеки и архивов Ирана соглашение об обменах книгами и периодическими изданиями. Договоренность предусматривает также взаимодействие американских и иранских ученых в сохранении старинных манускриптов и др. Кроме того, вскоре должны пройти ирано-американские встречи при посредничестве одной из «третьих стран», в ходе которых представители Ирана и США хотят обсудить вопросы, связанные с будущим Ирака.

Ирано-американские отношения носят весьма разноплановый характер. «Мобильное» базирование американских военных в Грузии и Азербайджане, их трехлетнее военное присутствие в Афганистане и Средней Азии, война в Ираке свидетельствуют о стремлении США к контролю над Ираном и его природными богатствами. Эту версию подтверждают официальные заявления и конкретные шаги генералитета армии и корпуса Стражей исламской революции Ирана, предпринимавшиеся с 2001 года. Приобретение Ираном у России не только технологий по выработке атомной электроэнергии, но и зенитно-ракетных комплексов С-300 и их постановка на боевое дежурство в 2003 г. доказали, что Тегеран всерьез намерен отражать возможную агрессию извне.

Между тем ближайший сосед Ирана - Азербайджан - приступил к осуществлению военно-экономической программы по перевооружению своих бронетанковых и артиллерийских войск. К весне 2005 г. вся бронетехника вооруженных сил Азербайджана должна быть полностью адаптирована к конкретным маршрутам продвижения и рельефу местности. Мероприятия, по некоторым данным, финансируются из Лондона. Кроме того, периодически появляются слухи о перманентных высадках на азербайджанской территории небольших групп американских военных. Местность в Сальянском районе, куда они приезжали, имеет прямой выход на побережье Каспия. Это обстоятельство дало экспертам возможность утверждать, что приготовления могут быть направлены против нынешнего руководства Ирана. Почти не вызывает сомнений, что если США и Великобритания решатся на военную провокацию против Ирана, это может ударить рикошетом по всему Закавказью. Иран был и остается своего рода островом стабильности, окруженным многочисленными конфликтами и военными пожарами. На карту поставлено, видимо, слишком много, если США и Великобритания (или отдельные их представители) решились так играть. Ответ Тегерана последует очень скоро. Иранская сторона многократно предупреждала государства как Закавказья, так и других регионов, что в случае агрессии на любом направлении Тегеран будет наносить ответные удары. У Ирана есть для этого все необходимое.

Оценивая шансы сверхдержав в борьбе за контроль над Ираном, необходимо учитывать не только абсолютные показатели всеобщего валового продукта России, США или Евросоюза, но их возможности включить «незапланированные» резервы. Сегодня многие соседние с Россией страны сидят на ее «газовой игле». Аналитики в странах ЕС уже не скрывают, что по положению на 2002-2003 гг. его энергоресурсные запасы формировались на 30% за счет поставок нефти и газа из России. В условиях нестабильности на Ближнем Востоке, войны в Ираке, а также сокращения добычи нефти и газа в Северном море, степень зависимости ЕС от нефтяных и газовых поставок из РФ только возросла.

Уместно вспомнить и Московскую декларацию, подписанную в мае 2002 г. Путиным и Бушем. В числе прочих, она содержала положения, касающиеся отказа России и США от соперничества в Закавказье и Средней Азии. Насколько искренни были тогда президенты, трудно судить. Однако тогда аналитики сходились во мнении, что документ удалось подписать просто потому, что кто-то из двоих уже одержал победу в этих регионах. В зависимости от собственных симпатий специалисты приписывали эту победу кто - США, кто - России. Теперь становится очевидным, что поле столкновения интересов просто переносится. Конкретно - в Иран.

Впечатление, что этот процесс возможен только при условии слабости иранской государственности, обманчиво. Сильные страны всегда привлекали и привлекают внимание государств, именующихся сверхдержавами. Если обратить внимание на перепалки между Москвой и Вашингтоном вокруг российско-иранской атомной сделки, многое прояснится. После подключения к «атомным» спорам «большой тройки» ЕС (Франция, Германия и Великобритания) стало очевидно, что, несмотря на допуск Ираном в сферу своей атомной энергетики европейцев, Россия сохраняет и даже усиливает здесь свои позиции. В конце декабря прошлого года петербургская компания «Новая ЭРА» отгрузила электрооборудование для строящейся атомной электростанции «Бушер» на 1 млн долларов. Вскоре туда привезут еще 36 комплектных распределительных устройств и семь местных щитов управления на 600 тыс. долларов.

«Новая ЭРА» победила в тендере на разработку и поставку электротехнического оборудования для «Бушера». Стоимость контракта превысила 5 млн долларов. В конце прошлого года побывавший в Тегеране глава Совета Федерации Сергей Миронов договорился о продолжении сотрудничества в области атомной энергетики. Новым проектом было названо строительство еще одной атомной электростанции. А если учесть, что Москва и Тегеран согласовали протокол о возврате в Россию отработанного ядерного топлива, то смело можно утверждать: Россия «перебросила мяч» на сторону США и ЕС. Те ответных ходов пока не предприняли.

eurasia.ru

Предыдущая статьяВ Таджикистане задержаны несколько лиц по подозрению в причастности к взрыву в Душанбе
Следующая статьяКак не допустить бархатной революции