CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

novopol.ru

Сложности покорения Ирана

3 февраля 2005

Сложности покорения Ирана

Юлия ГРИГОРЬЕВА, Интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА", 03.02.2005

Ирано-американский антагонизм в настоящее время "набирает обороты". Однако в случае попыток навязать некую трансформацию политического режима в Иране, США будут иметь дело далеко не с "легкой добычей".

Традиционно сильные позиции в регионе, исторически сложившийся централизованный режим, внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты, нацеленность на внутреннюю экономическую модернизацию, которая частично уже пройдена - все это делает Иран гораздо менее уязвимым и более грозным противником для США, чем доведенный до нищеты Ирак времен Саддама.

Вот лишь несколько черт современного Ирана, занимающего достаточно сильные позиции на евразийской карте:

Уникальное положение с точки зрения геополитики. Иран имеет общие сухопутные границы с ключевыми регионами Евразии: Средняя Азия (Туркменистан), Закавказье (Армения, Азербайджан), Средний и Ближний Восток (Ирак, Турция, Афганистан, Пакистан).

Исключительно высокий уровень обеспеченности энергоресурсами. Иран занимает приблизительно третье место в мире по разведанным запасам нефти (после Саудовской Аравии и Ирака) и 2-е место по запасам газа (после России).

Централизованный политический режим, имеющий самые древние этнокультурные корни в регионе.

В отличие от многих соседей, в Иране нет этнических и религиозных противоречий, объективно угрожающих целостности государства. Иран является этнически и конфессионально однородным государством. Подавляющее большинство жителей - персы-мусульмане-шииты (мусульманское население соседних государств, кроме Ирака и Азербайджана, в основном суннитское). В стране нет и племенных, территориально-клановых образований, создающих зоны, неподконтрольные государственному вмешательству.

Исторические и конфессиональные особенности сформировали своеобразный феномен, когда основное население страны "обычно солидарно с внешнеполитическими решениями, принимаемыми государственными лидерами" [1].

Высокая степень централизованного контроля и внутринациональной интегрированности делают Иран сильным политическим игроком, способным противостоять внешнему воздействию. Несмотря на наличие некоторых групп с оппозиционными взглядами и настроениями, прочность режима далеко не исчерпана. Кроме того, очевидно стремление правящих кругов постепенно усовершенствовать политические институты и смягчить оппозиционные настроения.

Политический режим Ирана представляет собой особый феномен в рамках современной истории исламских государств. Хотя в стране нет ярко выраженной оппозиции, правящий режим проявляет в настоящее время значительную политическую гибкость. Большая часть интеллектуальной и политической элиты выступают за создание и осуществление собственной модели политической и экономической "модернизации". Речь идет о модели, которая инкорпорировала бы элементы демократии (выборы, парламент), не разрушая традиционные ценности, а также "не подменяя содержательную сторону поверхностной имитацией". В качестве примера управляемой модернизации иногда приводится современной Китай.

В настоящее время в Иране идет процесс усиления светской ветви управления, в стране прошли всеобщие парламентские и президентские выборы с соблюдением западных стандартов выборной процедуры. Однако можно предполагать, что в случае воздействия внешних факторов, например, таких, как военное вмешательство, в стране возможна быстрая реставрация консервативно-радикального исламского режима, подобного начальному периоду правления аятоллы Хомейни. Эта трансформация возможна благодаря, в том числе, особой политической системе, сложившейся в стране после исламской революции 1979 года. Сложная система государственного управления гарантирует "ресурс влияния" религиозным лидерам. Он может быть использован "на все 100 %" в случае активизации консервативно-настроенной части исламской религиозной элиты, поддерживаемой значительной частью населения.

Заявленные внешнеполитические приоритеты страны - это политическая и экономическая интеграция на региональном (Ближний Восток) и межрегиональном уровне. Иран заинтересован в прорыве внешнеполитической изоляции, экспорте энергоносителей и импорте технологий. В контексте этих планов "любой конфликт" на сопредельной территории рассматривается как "угроза стабильности и безопасности Ирана".

В основе ирано-американского антагонизма, приведшего к установлению экономических санкций против Ирана в 1995 г., лежит, согласно версии американской стороны, агрессивная политика Ирана по отношению к Израилю и Америке, стремление Ирана разрабатывать ядерные технологии в целях создания ядерного оружия, экспорт религиозного экстремизма из страны.

По версии иранской стороны, основу конфликта составляет поддержка со стороны США несправедливых территориальных притязаний Израиля (в Ливане, Сирии и на Западном берегу реки Иордан); стремление США контролировать распределение потоков энергоносителей в глобальном масштабе, в том числе с целью давления на своих европейских союзников в ситуации надвигающегося дефицита энергоресурсов; стремление установить геополитическое доминирование в регионе, вытеснив потенциальных геополитических соперников, в том числе Россию и Иран [2].

Причисление Соединенными Штатами Ирана к "оси зла" в 2001-2002 г. объясняется не столько опасениями перед усилением исламского экстремизма (в действительности этого не наблюдается), сколько планами иранской элиты контролировать пролив Ормуз, через который осуществляются поставки 20 % мировой нефти, для обратного давления на Америку.

В то же время позиция Ирана по созданию ядерных технологий, как и ракетоносителей среднего и дальнего радиуса действия, мотивируется со стороны иранского правительства общими потребностями технологического прогресса в стране (в частности, ракеты рассматриваются как space rockets - в целях проведения исследований в космосе). Иран официально выступает за создание в регионе Ближнего Востока зоны, свободной от оружия массового поражения (в том числе ядерного оружия). Но он настаивает на неприемлемом "по неким причинам" для США условии предварительного ядерного разоружения со стороны Израиля [3].

-------------------------------------------------------------------------------- [1] Saideh Lotfian, Iran's Middle East Policies under the President Khatami, The Iranian Journal of International Affairs, Winter 1998-1999, p. 441. [2] Выступление министра иностранных дел Ирана К. Карази на международной конференции по проблемам Персидского залива, проводимой IPIS в Тегеране 5-7 марта 2003 г. [3] Там же.

novopol.ru

Предыдущая статьяУзбекистан-Казахстан: граница раздоров
Следующая статьяОпасное развитие неформальной экономики в Центральной Азии