CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ЭМАНСИПАЦИЯ ПО-ИРАНСКИ

6 апреля 2005

ЭМАНСИПАЦИЯ ПО-ИРАНСКИ

Николай Пахомов, Информационный сайт политических комментариев "Политком.ru"

На прошлой неделе по каналам информационных агентств пришло сообщение, способное несколько удивить человека, хотя и интересующегося политикой, но мало знакомого с ситуацией в Иране: самые решительные намерения побороться за пост президента Исламской республики на предстоящих в июне выборах высказала женщина - депутат парламента, Собрания исламского совета, Рафат Байят. Впрочем, специалисты этой информацией были удивлены меньше, так как режим в Тегеране, несмотря на религиозный характер, давно признан модернизационным, наделяющим женщин широкими правами. Посмотрим, какие же последствия может иметь инициатива госпожи Байят.

Несмотря на то, что Россия ведёт с Исламской республикой Иран достаточно активное сотрудничество, причём в самых разнообразных областях, среди которых торговля, научное и военно-техническое сотрудничество, совместная работа в вопросе урегулирования международно-правового статуса Каспийского моря, стоит признать, что об Иране, а в особенности о политической жизни в этой достаточно необычной страны у нас известно мало. Однако в международных отношениях безотказно работает простой принцип: хочешь повысить эффективность сотрудничества - узнай своего партнёра лучше.

После революции 1979 года в Иране началось построение религиозного государства, с неукоснительным соблюдением норм ислама. При этом в отличие прежде всего от своих соседей, нефтедобывающих монархий Персидского залива, режим в Тегеране является откровенно модернизационным.

В связи с этим неудивительно, что иранские женщины в отличие от многих соседних государств Ближнего и Среднего Востока, а также других стран третьего мира пользуются достаточно широким спектром прав, относящихся в первую очередь к категории экономических, культурных и социальных. Доступ же к гражданским и политическим правам для них по понятным причинам ограничен.

Любопытно, что ситуация в Иране сходна с положением, существовавшим в рамках другого эксперимента по альтернативной, незападной модернизации - имеется в виду история СССР. Напомним, что Советский Союз в отличие от своих западных противников, которые занимали прямо противоположную позицию, охотно шёл на признание экономических, культурных и социальных прав, ограничивая гражданские и политические.

Надо отдать должное иранскому руководству: во второй половине 90-х годов прошлого века, после того как президентом Исламской республики был избран лидер умеренных исламистов Мохаммад Хатами, и сторонники большей демократизации режима получили заступника в его лице, политическое участие женщин несколько расширилось.

Участие это, безусловно, по-прежнему остаётся весьма скромным. Так, в парламенте из почти трёх сотен депутатов не наберётся и полутора десятка женщин, а в высших органах иранской исполнительной власти работает сегодня только одна женщина.

Однако времена меняются, поэтому госпожа Байят, уже несколько лет выступающая рупором иранских женщин в политике, как внутри страны, так и на международной арене, проявляет беспрецедентную активность. Специальный орган религиозных авторитетов, рассматривающих допустимость кандидатур на пост президента страны, уже обнародовал заключение, в соответствии с которым президентом может быть только мужчина. Однако целеустремлённая депутат не сдаётся, она заявила, что, по её мнению, главные критерии отбора - это не пол, а наличие революционных идей, базирующихся на принципах ислама, и понимание нужд людей.

Для того чтобы представить расклад сил вокруг инициативы Байят, надо учесть два момента: более либеральные круги политической элиты Ирана, на которые во многом опирается действующий президент Хатами, одобряют её усилия, а сам пост президента во многом церемониален, хотя и имеет функции исполнительной власти. Главный же авторитет и практически абсолютные полномочия в руках руководителя Исламской республики, избираемого религиозными авторитетами.

И ещё одно любопытное соображение: представим на минуту, что Байят станет президентом Ирана, страны, заклеймённой США в качестве одной из самых деспотических в мире. Интересно, что скажет тогда Госдепартамент, у верных союзников которого на Аравийском полуострове статус женщины порой не сильно отличается от статуса мебели? Сделает ли иранское руководство такой неприятный сюрприз Белому дому, мы узнаем в ближайшее время.

05.04.05

politcom.ru

Предыдущая статьяА.Акаев: в интересах властей принять мою отставку в соответствии с Конституцией на заседании парламента
Следующая статьяОппозиция по переписке. Президенту Казахстана "помогли" отложить визит в Финляндию