Алексей Чичкин, GazetaSNG, 5.04.2005
Кого приравняли к иностранцам
Как сообщил МИД РФ 31 марта, гражданам стран-членов ЕврАзЭС - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана для взаимных поездок с 24 мая текущего года потребуется заграничный паспорт или аналогичный документ. Исключением пока останется пропускной режим между Россией и Белоруссией, ибо документы Союзного государства разрешают взаимное перемещение их граждан по внутренним паспортам.
Руководитель исполкома ЕврАзЭС Григорий Рапота в последнее время подчеркивал, что интеграция в этом блоке развивается медленно и в последнее время часто буксует. Главным образом, из-за демпинговых взаимных поставок, таможенных, транспортных, законодательно-нормативных несостыковок. Вдобавок, все страны-члены вступают в ВТО, которая, естественно, предлагает им различный статус, что фактически разрушает вроде бы созидаемую зону свободной торговли и единое таможенно-экономическое пространство Евразийского экономического сообщества.
Кроме того, Украина с апреля де-факто установила безвизовый режим для стран-членов ЕС, готовится ассоциироваться с этой организацией и вступить в ВТО раньше России - к 2007 году. В то же время Украина - участница Единого экономического пространства вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Многие молдавские чиновники (а Молдавия ассоциирована с ЕврАзЭС) вообще требуют выхода из СНГ и формирования так называемой Карпатско-Дунайской, Балтийско-Черноморской конфедераций или ассоциаций, косвенно инициируемых Евросоюзом и Ватиканом, а впрямую - Польшей, Чехией, Румынией и Австрией. Кстати, - это совместный проект Ватикана, небезызвестных Аллена Даллеса и Уинстона Черчилля 1943-1946 годов.
Помимо этого, Украина с Грузией при поддержке Запада лихорадочно реанимируют ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). ГУУАМ всегда позиционировал себя как таможенно-экономический союз, однако теперь его возрождают как военно-политический блок.
Сохраняются существенные экономические разногласия в российско-белорусском Союзе: как отмечалось на недавнем заседании союзного совмина, главные камни преткновения - цены поставок из России и принципиально различный характер социально-экономической и внешнеэкономической политики России и Белоруссии.
Казахстан недавно выступил с идеей регионального экономического сообщества, что поддержали не только все страны Центральной Азии, но и Китай с Ираном. Ашхабад и Киев договорились о долгосрочной бартерной торговле (туркменский газ в обмен на трубы и технологии), планируются аналогичные программы с Белоруссией, Арменией, Грузией, Молдавией.
Сотни тысяч, если не миллионы, нелегальных мигрантов из стран СНГ заполонили российский рынок рабочей силы, что сохраняет низкую зарплату российского квалифицированного персонала.
Получается, что, с одной стороны на постсоветском пространстве формируются главным образом политические блоки, а экономическое сотрудничество в СНГ сводится к транснациональным проектам. Между тем, почти все страны Содружества, кроме Белоруссии, стабильно увеличивают экспорт в дальнее зарубежье именно сырьевых, а не высокотехнологичных изделий. Это при том, что свыше трети среднегодового производства товаров с высокой добавленной стоимостью в странах СНГ завязано на взаимной межотраслевой кооперации. В российско-белорусском Союзе этот показатель превышает 40%.
Но условия вступления в ВТО или ассоциации с ЕС отнюдь не предусматривают для стран Содружества равных льгот для экспорта сырья, высокотехнологичной продукции, да и рабочей силы. Фактически отдельно друг от друга ведут переговоры с ВТО союзные Россия и Белоруссия. Вот и получается, что у украинских нефтегазовых труб с подсолнечным маслом или у молдавского продовольствия, или у российских химудобрений будет куда больше шансов прочнее обосноваться на рынках стран-членов ВТО, чем у аналогичных товаров из Белоруссии и Казахстана. А в такой ситуации страны-участники вроде бы интеграционных блоков трансформируются в конкурентов на внешних рынках. В том числе на зарубежных рынках рабочей силы.