CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

novopol.ru

Азербайджан в очереди на демократизацию

12 апреля 2005

Азербайджан в очереди на демократизацию

Александр КРЫЛОВ, НОВАЯ ПОЛИТИКА, 12.04.2005

После победы очередной революции в Киргизии (на этот раз неопределенного цвета) в мировых СМИ оживленно обсуждается вопрос: кто на очереди? Недостатка в кандидатах нет - фактически это Россия и все государства СНГ, за исключением тех стран, в которых цветная демократия уже воссияла (Грузия, Украина, Молдавия и Киргизия). Азербайджан является одной из наиболее часто называемых кандидатур на грядущую "демократизацию". В этой связи недавняя поездка Исы Гамбара, лидера оппозиционной партии Мусават, в Тбилиси приобретает символическое значение.

Формальным поводом визита было участие на международном семинаре под актуальным названием "Перспективы либерализма на Южном Кавказе". Но куда более важной была неформальная часть визита, а именно встреча с послом США в Грузии Ричардом Майлзом. Напомним, что именно посол Майлс был одним из авторов "бархатных революций" (а по сути государственных переворотов) в Сербии и в Грузии. Этот американский дипломат уже успел поработать и в Азербайджане, где он был послом США в 1992-94 гг. Очевидно, что продолжавшийся с 2003 г. период охлаждения американского Госдепа к азербайджанской оппозиции закончился.

На последних президентских выборах в Азербайджане (2003 г.) оппозиция уже имела реальные шансы придти к власти. Обнищание населения, безработица и коррупция порождали массовое недовольство и создавали для нее широкую социальную базу. В стране действовало свыше 100 зарегистрированных и незарегистрированных политических партий. Так что на начальном этапе выборов чиновники внешнеполитического ведомства США посчитали, что Ильхам Алиев (по их мнению - "пустой и изнеженный плей-бай") является совершенно бесперспективной кандидатурой.

Американцы потребовали от Гейдара Алиева обеспечить передачу власти не своему сыну, а тому кандидату от оппозиции, который победит на президентских выборах. Они дали понять, что в случае отказа следовать американскому сценарию, на капиталы Алиевых в западных банках (тогда в СМИ указывались суммы от 6 до 8,5 млрд. долл.) могут быть наложены аресты, поскольку против семьи были выдвинуты обвинения в коррупции и многочисленных злоупотреблениях властью. О серьезности подобной угрозы свидетельствовало принятое накануне выборов решение нью-йоркского суда о взимании с семьи Алиевых суммы в 100 млн. долларов в связи с делом о массовых взятках в ходе приватизации в Азербайджане в 1996-1999 гг. (т.н. "дело Кожены"). Однако после того как азербайджанская оппозиция заявила о намерении в случае своего прихода к власти пересмотреть все нефтяные контракты с иностранными, в том числе американскими фирмами, власти США изменили свою позицию.

Руководство США перестало поддерживать оппозицию и решило, что переход власти к Ильхаму Алиеву обеспечит американские интересы в Азербайджане наилучшим образом. В Анкаре также одобрили идею "династической передачи власти". Министр иностранных дел Гюль подчеркнул, что "Баку имеет достаточно богатый опыт плюрализма, чтобы провести смену власти наиболее уместным и безопасным способом". С точки зрения Анкары, необходимость сохранения стабильности в Азербайджане всегда было важнее желания поддерживать политический плюрализм. При этом необходимо учитывать, что разные азербайджанские политики имеют собственных покровителей в среде турецкой правящей элиты, и ее позиция не была единой. Некоторые турецкие политики традиционно поддерживают клан Алиевых, другие отдают предпочтение оппозиционным партиям.

Выборы 2003 г. наглядно продемонстрировали, что главным приоритетом США является вовсе не торжество демократических и общечеловеческих ценностей в Азербайджане. Тогда во имя своих геополитических интересов США и их западные союзники отказались от попыток давления на Баку с целью проведения честных выборов, и это во многом предопределило победу И. Алиева уже в первом туре. Запад откровенно закрыл глаза на многочисленные нарушения в ходе голосования. Весьма требовательный по отношению к другим государствам Евросоюз лишь слегка пожурил Баку за "некоторые недостатки" в ходе выборов, но, вместе с тем, подчеркнул, что по сравнению "с предыдущими выборами был достигнут прогресс, и избирательная кампания в принципе была хорошо организована". Руководство Евросоюза лишь выразило надежду, что новый президент Азербайджана будет управлять страной, исходя из "демократических принципов и ценностей".

Оказанная США и ЕС однозначная поддержка И. Алиеву, подвергалась довольно острой критике в СМИ этих государств. По мнению многих комментаторов, лучшим способом обеспечения стабильности в Азербайджане являлось бы не "династическое наследование власти", а настоящее развитие азербайджанской демократии. Итоги президентских выборов привели многих азербайджанцев к разочарованию в западных демократических ценностях. Как отметил тогда известный бакинский политолог Х. Гаджизаде, "в азербайджанском обществе наблюдается огромное разочарование, и растущее недоверие к Западу. Люди говорят, что Западу просто нужна наша нефть и что все дело только в этом".

Но стоит ли удивляться, а тем более обижаться на подобную позицию евроатлантического сообщества? Да, для западных государств проблема демократизации общества и защита гражданских прав в Азербайджане явно имеют второстепенное значение по сравнению с их собственными интересами. И это вполне естественно: США или ЕС вовсе не обязаны строить успешные и конкурентоспособные государства для других народов в ущерб своим государственным интересам и за счет собственных избирателей. Так что рядовым гражданам постсоветских государств вряд ли следует рассчитывать, что во имя построения всемирной демократии к ним будут относиться как то иначе, чем, к гражданам стран Латинской Америки, Азии или Африки. На уважение и учет интересов могут рассчитывать только успешные и состоятельные государства, с остальными в нашем мире особо не церемонятся. Вплоть до того, что их прибрежные воды могут без всяких церемоний превращаться во всемирную свалку ядовитых отходов и вызывать массовые отравления местного населения (как это произошло с нищим и хронически нестабильным Сомали).

Нынешняя политика США по отношению к Азербайджану направлена на выполнение следующих задач:

a.. обеспечить беспрепятственный доступ американских компаний к энергоресурсам бассейна Каспийского моря

b.. укрепить и расширить свое влияние в Каспийском и Центрально-Азиатском регионах

c.. противодействовать развитию исламских радикальных тенденций в Азербайджане, где большинство населения составляют мусульмане-шииты (около 60 %)

d.. активно противодействовать росту влияния на Азербайджан со стороны России и Ирана.

В настоящее время Ильхам Алиев оказался не угодным для американского Госдепа президентом вовсе не потому, что он является меньшим демократом, чем Саакашвили или Ющенко. Причина в том, что он отказался проводить однозначно проамериканскую политику и, исходя из интересов государства Азербайджан, активно развивает отношения с соседними Россией и Ираном. В этих условиях осознавшая "кто в доме хозяин" (прежде всего в плане нефтяных контрактов) азербайджанская оппозиция получила все шансы возвратить себе симпатию американского Госдепа. Судя по всему, встреча с Р. Майлзом укрепила азербайджанских оппозиционеров в решимости активизировать борьбу против "авторитарного и антинародного" режима.

Иса Гамбар высказал намерение ускорить и углубить интеграцию раздробленных оппозиционных партий с целью выступить единым фронтом на следующих парламентских выборах. На проведенной после возвращения из Тбилиси пресс-конференции он заявил о намерении создать единый блок наиболее влиятельных оппозиционных партий. И особо подчеркнул, что события в Киргизии более значимы для Азербайджана, чем революции в Грузии и на Украине: "После событий в Киргизии подтвердилась неверность посылки, что революции происходят лишь в странах, близких к Европе и что Запад не заинтересован в протекании демократических процессов в мусульманских странах. Еще раз было доказано, что демократия не знает границ, и эти процессы не определяются по религиозным принципам".

Осуществление цветной революции в Азербайджане уже началось. В марте был убит главный редактор радикально оппозиционного журнала "Монитор" Эльмар Гусейнов (вспомним журналиста Гонгадзе), после этого можно ожидать начала массовых акций протеста и систематического расшатывания власти под лозунгами "Ильхама - геть!", "Азербайджан без Алиева!" и т.д. и т.п. В случае, если нарастающее внутреннее и внешнее давление на власть приведет к расколу и деморализации правящей элиты, а граждане Азербайджана пойдут за оппозицией или останутся нейтральными, этот незамысловатый сценарий может сработать вновь. Пока все происходит по отработанному шаблону, и это дает определенную временную фору для правящего режима. Вопрос в том, сумеет ли Ильхам Алиев воспользоваться этой форой. И еще - в том, будут ли соседние Россия, Турция и Иран по-прежнему индифферентно наблюдать за очередным опасным геополитическим экспериментом на своих границах.

novopol.ru

Предыдущая статьяЗапасы велики, но экономия необходима
Следующая статьяОтунбаева не располагает информацией о болезни Аскара Акаева