CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

oracle.fast-servers.net

Иран накануне выборов

12 мая 2005

Иран накануне выборов

Вернуться в большую политику намерен Али Акбар Хашеми-Рафсанджани

А.ШАКУР, "Эхо"

До президентских выборов в Иране осталось чуть больше месяца - избрать нового лидера страны гражданам ИРИ предстоит уже 17 июня. На сегодня определился по крайней мере один из кандидатов - реформаторскую фракцию на выборах, по всей видимости, возглавит Али Акбар Хашеми-Рафсанджани. Как напоминают СМИ, в 1989-97 годах он уже занимал пост президента Ирана. И, несмотря на то, что конституция страны не предусматривает права избираться на третий срок, духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, обладающий практически неограниченной властью в стране, уже заявил, что не хочет, чтобы страна превратилась в одну единственную политическую фракцию - наблюдатели расценили это как "зеленый свет" для Хашеми-Рафсанджани. Который уже начал свою предвыборную кампанию: по словам экс-президента, страна стоит перед лицом, как он выразился, разрушительных тенденций и угрозой фундаментальным свободам. Более того, как показывают опросы общественного мнения, у Хашеми-Рафсанджани есть как минимум серьезные шансы заручиться поддержкой большинства. Тем более что срок подачи заявок от кандидатов истекает уже завтра, и пока о своем намерении участвовать в выборах заявили несколько малоизвестных политиков.

Однако куда труднее ответить на вопрос, представителем какого лагеря является Хашеми-Рафсанджани. Британская ВВС весьма уклончиво именует его "прагматичным консерватором", что в условиях Ирана звучит как "правый левый" или "левый правый". С одной стороны, именно при нем в Иране начался отход от жестких исламских норм, установленных аятоллой Хомейни, на президентских выборах его сторонники поддерживали Мохаммеда Хатами, вождя иранских "реформаторов", не говоря уже о том, что Хатами появился на политической авансцене только после того, как сторонникам Хашеми-Рафсанджани не удалось внести такие изменения в Конституцию ИРИ, которые позволили бы их лидеру баллотироваться на третий срок. Наконец, дочь Хашеми-Рафсанджани считается в Иране активисткой женского движения.

Но вместе с тем известно и другое. Если Мохаммед Хатами считается представителем "второго поколения" иранских "неизбранных мулл", то Хашеми-Рафсанджани еще во времена исламской революции считался одним из ближайших соратников аятоллы Хомейни. Более того, в его биографии есть и совсем уж неприглядный факт: как утверждают многие историки Ближнего и Среднего Востока, в частности С.Задонский, позиции Хашеми-Рафсанджани в "ближнем кругу" аятоллы Хомейни укрепились как раз после того, вернее в результате того, что его наиболее заметные политические противники в начале 80-х годов стали жертвами террористов из "Муджахеддин-э-хальк". История этой организации еще ждет своего исследователя: "муджахеддины иранского народа", исповедовавшие гремучую смесь политизированного ислама и ультралевых концепций, заявили о себе еще при шахе. Именно их вооруженные отряды сыграли решающую роль в успехе антишахской революции 1979 года. Однако очень скоро "Муджахеддин-э-хальк" оказалась в жесткой оппозиции к официальному Тегерану, а потом ее члены вообще перебазировались в Ирак, где по традиции привечали иранскую оппозицию. Словом, пока Хашеми-Рафсанджани представляет собой прямо-таки идеальный образ "проходного кандидата": он "свой" и для реформаторов, и для консерваторов, обладает большим политическим опытом и т.д.

Однако в одну реку нельзя войти дважды, и если возвращение Хашеми-Рафсанджани увенчается успехом, возглавить ему предстоит уже другую страну - с 1997 года в Иране изменилось слишком многое.

oracle.fast-servers.net

Предыдущая статья"Подвигнуть мир на активные действия против режима Ниязова"
Следующая статьяТуркменистан втягивает Россию в "каспийские разборки"?