Лавина нищих
Евгений Петров, Бишкек, Московские новости
Киргизия осторожно реагировала на события в Андижане. До сих пор официальный Бишкек не сделал ни одного заявления, а чиновники подчеркнуто называют происходящее "внутренним делом Узбекистана".
Главное объяснение сдержанности - все слишком близко. Больше всего в Киргизии опасаются лавины беженцев. Взбунтовавшиеся вслед за андижанцами жители пограничного городка Карасу не случайно бросились восстанавливать мост через реку Шахрихансай, демонтированный три года назад узбекскими властями. Киргизия притягивает узбеков магнитом. В бедных южнокиргизских районах находят пропитание тысячи еще более нищих узбеков. Всеми правдами и неправдами они преодолевают границу, нанимаясь батраками за мизерную, по киргизским меркам, плату.
Сейчас, по официальным данным, на территории Киргизии находится почти 540 узбекских граждан, сумевших прорваться через кордон и размещенных в единственном пока палаточном лагере в Сузакском районе. Но реальное их число не поддается учету. Граница в виде колючей проволоки проходит через села и даже огороды, и нередко беглецов киргизы нелегально пропускают за небольшую плату. По мнению омбудсмена Киргизии, если Ислам Каримов и впредь будет применять силу, число беженцев может перевалить за миллион. А это взорвет республику: Ферганская долина и так перенаселена, земли и работы катастрофически не хватает.
Киргизские чиновники ломают голову, что делать с узбекскими беженцами. Глава пограничной службы Мырзакан Субанов категорично заявил, что давать им статус беженцев не стоит. "Этим мы оскорбим Узбекистан, с которым у нас есть договор о вечной дружбе", - считает генерал. Пока беженцам разрешили остаться в Киргизии на 10 дней. И фильтруя их (не без участия узбекских спецслужб), выявили 12 заключенных, освобожденных из андижанской тюрьмы мятежниками.