CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

mn.ru

Мятеж как лакмусовая бумажка

20 мая 2005

Мятеж как лакмусовая бумажка

Георгий Мирский, Московские новости

В 1992 году в Ферганской долине я познакомился с людьми, которых местные жители называли "ваххабистами". Начав с борьбы за нравственность, лидеры Исламского движения Узбекистана (ИДУ) поставили цель создать исламскую республику в Ферганской долине, а затем и во всей стране. Следующий шаг - Казахстан, откуда рукой подать до Татарии и Башкирии. Речь о том, чтобы мусульмане бывшего СССР объединились в халифат. Я принялся возражать, что все это выглядит утопически. На что получил ответ: история знает множество событий, которые поначалу казались фантазией, а потом реализовались. И тогда я понял, что пренебрегать ваххабитами не следует. А поскольку все либеральные демократические партии в Узбекистане были разогнаны, то недовольство населения находило выход в исламистских организациях. Жесткий режим Ислама Каримова сам создал себе ловушку.

Узбекские исламисты за последние годы значительно окрепли, почувствовали себя частью мусульманского интернационала. И понимают, что наступил момент, когда они могут мобилизовать население.

После андижанских событий Каримову со всех сторон даются советы смягчить силовой фактор в политике. Думаю, что узбекский президент на это не пойдет. Все уступки властей народ принимает за слабость. Если разрешить оппозиционную печать, свободные выборы, то люди увидят, что это уже не та несокрушимая стена, о которую голову разобьешь, но ничего не добьешься. В случае если Каримов согласится на реформы, - он обречен.

Впрочем, он обречен и в противном случае. Ведь это судьба всех авторитарных режимов: когда почва начинает колебаться под ногами, они лихорадочно мечутся между двумя вариантами. Но в конечном счете оба ничего хорошего не сулят. Рано или поздно такие режимы прекращают свое существование. Вместе с тем не следует ждать, что народные волнения будут вспыхивать теперь то тут, то там в Узбекистане. Приведу такой пример. В 1983 году в Сирии подняли восстание. В ответ покойный президент Хафез Асад разрушил чуть ли не половину города, было убито около 30 тыс. человек. С тех пор в Сирии никто даже пошевелиться не смеет. Все хорошо помнят, что бывает с теми, кто выступил против президента.

Не исключено, что Андижан был лакмусовой бумажкой: как отреагирует Каримов? Теперь они поняли, что Узбекистан - это не Украина, Грузия или Киргизия. В перспективе узбекский режим, разумеется, обречен, но рухнет он после того, как Каримов сам сойдет со сцены.

Георгий МИРСКИЙ главный научный сотрудник ИМЭМО РАН

mn.ru

Предыдущая статьяДиктатура и заложники
Следующая статьяУзбекское правительство восстанавливает власть в зоне восстания