CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

express-k.kz

Бишкек после революции

30 мая 2005

Бишкек после революции

Галина НАУМОВА , Владимир ПЕТРОВ, Экспресс К

По некоторым странам бывшего Союза прокатилась волна революций. Досталось и Кыргызстану. Сейчас, спустя два месяца, значимые изменения заметны лишь в правительстве. Все остальное осталось по-прежнему. Впрочем, и с советских времен здесь мало что поменялось: разве что валюта, номера и марки машин, названия улиц.

Рассказы местных жителей о мартовских событиях сильно разнятся с тем, что говорилось в выпусках теленовостей. Например, водители такси во время переворота работали в обычном режиме. "Здесь не громили подряд все здания, - рассказывает один из них, - толпа шла к конкретным целям, к тем магазинам, которые принадлежали семье экс-президента. А что касается мародеров: Да, было. Народ у нас бедный. Идет человек мимо открытого магазина, видит, что все что-то тащат, он и себе прихватит что-нибудь. Телевизор или микроволновку. В основном это молодежь была. А милиция на улицах только через три дня появилась".

Сегодня и мелкие, и крупные магазины в Бишкеке работают практически все. Исключение - три здания, два из которых почти отремонтированы и со дня на день распахнут свои двери для клиентов. Из десятка магазинов, ставших объектами народного гнева, серьезно пострадал только магазин-казино "Гоин". Здесь бунтари не ограничились битьем стекол и подожгли здание (на фото).

Тем "невинным" предпринимателям, чей бизнес пострадал от неуправляемой толпы, новая власть пообещала компенсацию. Однако денег они пока не получили.

Охранник в "Белом доме" развенчал миф о поджоге парламента: "Здесь немного побили стекла на первом этаже. Людям удалось подняться до последнего, седьмого, этажа, они ворвались в кабинет Акаева, где, разумеется, президента уже не было. В тот день российские телеканалы передавали, что горит "Белый дом". На самом деле бунтовщики подожгли машину, стоящую за его оградой. Пошел черный дым. Журналисты, которые находились достаточно далеко от места событий, подумали, что горит здание".

По словам очевидцев, многие представители "революционной" молодежи находились в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Но лидеры в толпе были вполне адекватны в своих действиях. Именно они не допустили бессмысленной жестокости и вандализма в здании парламента.

По следам бунтарей

В отличие от революционеров, на пути которых не стояли сотрудники охранных структур, корреспонденты "ЭК" проникли в "святая святых" кыргызской власти легальным путем. Пропуск без особого труда получили в соседнем малоприметном здании. А вот найти вход оказалось гораздо сложнее.

По периметру "Белого дома" находится четыре пропускных пункта. Молодцы в камуфляже развлекались разгадыванием сканвордов и "стрелянием" сигарет у прохожих. Коронным номером их забав стало бесконечное отфутболивание нас с одного поста на другой. В конце концов, когда мы промокли до нитки под начавшимся дождем, нас благосклонно запустили на территорию. С трудом найдя черный ход (именно через него пропускают посетителей), мы "поцеловали" замок запертых дверей. Настоящий вход был хитро спрятан за колонной.

В помещении нам предстояла тщательная проверка документов. Охранник, заметно недовольный нашим визитом, с неохотой оторвался от сканвордов, попросил нас сдать сотовые телефоны. Лениво заглянув в сумку, он кивнул: "Проходите". Опомнившись, вернул нас назад и заставил пройти через металлодетектор.

Да, к встрече с возможными террористами исполняющая обязанности власть явно не готова. Впрочем, против захватчиков у нее есть другое, не менее "грозное" оружие - огромные лабиринты коридоров, похожих друг на друга, как братья-близнецы, и агрегат под названием "Кыргызлифт". Без посторонней помощи нам не удалось запустить эту "махину".

Даже волшебные фразы из сказок типа "Сим-сим, откройся", "Избушка-лифтушка, повернись ко мне передом" не помогали. В итоге нам пришлось окликнуть охранника и задать ему наиглупейший вопрос: "Как проехать на седьмой этаж?". Служивый, оторвавшись от газеты, меланхолично заметил: "А лифт на седьмой не поднимается!". Пришлось высаживаться на шестом.

Сюрпризы на этом не закончились. Единственная незабаррикадированная лестница находилась в другом конце здания. Ее поиски напомнили нам героя Семена Фарады из фильма "Чародеи". Правда, в кино хоть указатели были. Мы же двигались "на ощупь".

Добравшись до верхотуры, мы обнаружили ряд необъяснимых, но, видимо, постреволюционных явлений. Например, на седьмом этаже висят таблички "Плис! Но смокинг", под которыми собираются толпы курильщиков. Весьма своеобразную фотогалерею посетители вынуждены изучать, сидя на корточках. Все картины из быта кыргызского народа расставлены на полу вдоль стен.

Страна еще не оправилась от последствий переворота. В "Белом доме" революция, помимо обновления кабмина, прослеживается в небольшом беспорядке: на этажах в кучи свалены документы, оставшиеся от прежнего правительства и правителя. Интересно, что простой люд практически не ощутил на себе смену власти.

Что изменилось?

Этот вопрос мы задавали многим кыргызстанцам. В большинстве случаев ответом было неопределенное пожимание плечами: "Да, в принципе, ничего. Лучше пока не стало. Хуже - тоже. Посмотрим, что сделает для нас новое правительство". Так говорили те, кто имеет какое-то, пусть небольшое, но свое дело. У госслужащих ситуация более печальна.

Один из сотрудников "Белого дома", пожелавший остаться неизвестным, пожаловался нам: "Всю зарплату оставляю на базаре. Нет возможности покупать продукты в магазинах. Чтобы приобрести какую-то крупную вещь, например, одежду на зиму приходится несколько месяцев откладывать деньги. Даже не знаю, получится ли в этом году купить жене пальто - в стране инфляция. Каждый день цены только повышаются".

На вопрос: "Нужна ли была революция?" - однозначного ответа мы тоже не получили. Жители столицы делали акцент на том, что "страна погрязла в нищете и эта встряска обязательно должна изменить ситуацию, в плохую или хорошую сторону - потом посмотрим".

Население городов поменьше - Оша, Джалал-Абада - говорило, что это привело только к двоевластию на местах. "У нас уже никто не удивляется, что в том или ином селе может быть два акима, каждый из них тянет одеяло власти на себя. Хорошо, если в ближайшее время все успокоится и встанет на свои места. А то и не знаешь, к кому из акимов подходить со своей проблемой".

express-k.kz

Предыдущая статьяЗаявление Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества при президенте Республики Казахстан
Следующая статьяЯчейки "Хизбут-Тахрир" активно действуют даже в тюрьмах