CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

camonitor.com

Бой запрещенных барабанщиков. Диалог с членами партии "Хизб-ут-Тахрир"

3 июня 2005

Бой запрещенных барабанщиков. Диалог с членами партии "Хизб-ут-Тахрир"

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ МОНИТОР

Кто-то из острословов подметил, что каждая вера приправляет свою манну по-разному. Одни с амвона распевают псалмы, другие тщательно совершают намаз, третьи же, как это ни покажется странным, с оружием в руках пытаются отстоять каноны своей веры, возводя ее в абсолют. Последних не так много, хотя в их существовании никто не сомневается. С завидной регулярностью простые обыватели получают на руки листовки радикально-экзальтированного содержания, а то и вовсе становятся свидетелями своеобразного бунта в какой-нибудь из местных мечетей. Догадаться не трудно. Речь идет об одной из самых радикальных на сегодняшний день религиозных организаций - "Хизб-ут-Тахрире", регулярно попадающей в сводки правоохранительных органов.

Имиджевый спектр, сложившийся в народной среде об этой партии, достаточно разнообразен. Кто-то причисляет ее членов к религиозным экстремистам и политическим провокаторам, кто-то, напротив, не видит в деятельности хизбутовцев какой-либо крамолы. Где здесь правда, а где ложь, - судить трудно. Не зря же говорят, что сколько людей, столько и мнений. Впрочем, именитые религиоведы рискнули и попытались расставить точки над i в этой сложной дилемме. Central Asia Monitor сегодня знакомит вас с прозвучавшим вердиктом, не преследуя цели обелить или очернить эту организацию. Мы просто выступаем в данном случае транслятором чужих мнений.

В пресс-центре Союза мусульман Казахстана состоялся круглый стол на тему "Партия "Хизб-ут-Тахрир" в Казахстане". В нем приняли участие Санат Кушкимбаев, кандидат философских наук, зам. директора Института востоковедения НАН Казахстана, теолог Акнур Башимов, члены партии "Хизб-ут-Тахрир" в Казахстане Арман Алибеков и Фарух Абдукаримов, президент Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков.

Мурат Телибеков: В казахстанской прессе организацию "Хизб-ут-Тахрир" называют экстремистской, террористической организацией; ей инкриминируют подрыв основ государства и, как следствие, - аресты, суды, обвинительные заключения. Однако большинство людей в неведении, какие цели она преследует.

Санат Кушкимбаев: Отношение к этой организации в Казахстане поверхностное. Несмотря на обилие специалистов в области ислама, до сих пор не прозвучало обоснованной оценки этого движения. В чем суть идеи? Какова цель движения? На мой взгляд, эта идея во многом заимствована из Узбекистана, где обвинениями в религиозном экстремизме часто пытаются скрыть внутренние социальные проблемы.

Арман Алибеков: Наше движение называется "партия освобождения". Зарождение его связано с событиями в Палестине, когда тысячи мусульман были незаконно лишены своих земель. Цель хизба - освободить мусульман от чуждых взглядов, восстановить исламский образ жизни и распространить исламский призыв во всем мире. Нынешнее положение в мире мы характеризуем как состояние глубокого нравственного кризиса, выход из которого возможен только путем создания истинного исламского государства, т.е. халифата.

Фарух Абдукаримов: Хочу добавить, что в нашей идеологии отсутствуют призывы к насильственному изменению государственного строя. Мы проповедуем идеи мирного переустройства. Власть не любит нас за то, что мы открыто говорим о недостатках общества.

Акнур Башимов: Со дня возникновения "Хизб-ут-Тахрира" прошло примерно полвека, однако надо признать, что ни в одной стране эта партия не достигла значительных успехов. Большинство мусульманских ученых не одобряют методов ее работы и считают партию враждебной исламу. Конечно же, поводов для критики в нашем обществе немало. Однако деятельность "Хизб-ут-Тахрира" направлена не на решение конкретных проблем, а на создание "шумовых эффектов". Читая ваши листовки, я поражаюсь некоторым формулировкам. Порой возникает подозрение, что их пишут не мусульмане, а враги ислама.

Мурат Телибеков: В мире много мусульманских государств. Неужели ни одно из них не отвечает требованиям "Хизб-ут-Тахрира"?

Арман Алибеков: В мире нет ни одного государства, живущего по законам шариата. Мусульманские лидеры неправильно истолковывают исламские идеи и пытаются приспособить ислам к действительности. Они призывают к свободе и демократии, социализму и капитализму.

Санат Кушкимбаев: Идеальное мусульманское государство не может появиться сразу, в мгновение ока. Это длительный эволюционный процесс. Нынешний всплеск активности "Хизб-ут-Тахрира" во многом объясняется кризисом, переживаемым мусульманским миром в экономической, духовной и политической сферах. Это порождает стремление выработать принципиально новую модель исламского государства.

Фарух Абдукаримов: Многие мусульмане ошибочно полагают, что возвращение ислама может произойти в результате строительства мечетей, издания книг, создания благотворительных фондов, нравственного воспитания и реформирования индивидуумов. Изменить общество можно только посредством изменения действующих законов, мыслей и чувств, причем исключительно на основе ислама. Эту устремленность олицетворяет идея построения халифата.

Мурат Телибеков: Любая идеология имеет право на существование, но при одном условии: в ней не должно быть призыва к насилию, пропаганды враждебности к народам и конфессиям. К сожалению, эти элементы присутствуют в идеологии "Хизб-ут-Тахрира".

Акнур Башимов: Великий Пророк говорил, что для создания мусульманского общества необходимо прежде всего нравственное воспитание народа. Как можно говорить в Казахстане о халифате, когда многие люди не имеют элементарных представлений об исламе?! У меня порой возникает впечатление, что кто-то пытается использовать этих молодых людей в целях разрушения государства.

Санат Кушкимбаев: Политический фактор в деятельности "Хизб-ут-Тахрира" присутствует. Некоторые аналитики высказывают мысль, что в основе возникновения этого движения лежат политические мотивы. Я с этим не согласен. Изначально это было религиозное движение в чистом виде. Однако сегодня происходит его определенная политизация. Меня смущает утверждение членов "Хизб-ут-Тахрира", что возрождение халифата начнется исключительно в арабских странах, потому что именно там зародился ислам. Откровенно говоря, это очень слабый аргумент. Самая многочисленная мусульманская страна сегодня - Индонезия, самая экономически развитая - Малайзия. Все они лежат далеко за пределами арабского мира.

Мурат Телибеков: Отдельные положения программы партии "Хизб-ут-Тахрир" вызывают недоумение. Приведу некоторые из них. "Мусульманин должен признавать только мусульманские идеи и мысли. Других идей и мыслей у него не должно быть... Если мусульманин оставит свою веру, он должен раскаяться в содеянном, иначе ему выносится смертный приговор. Пророк Мухаммад сказал: "Того, кто поменяет свою религию, убейте его".

Фарух Абдукаримов: Эти положения применимы к периоду, когда будет создан истинный халифат. Сейчас реализация этой идеи исключается. Приведу небольшой пример. Согласно Корану за воровство полагается отсечение руки. Однако это не следует понимать в буквальном смысле. Не все виды воровства караются подобным образом. Во внимание принимаются условия, толкнувшие человека на преступление, предмет и масштабы кражи. Приведенная цитата - суть принципа, но не призыв к практической деятельности.

Санат Кушкимбаев: Толковать Коран можно по-разному. Листая Священную книгу, я не раз приходил к мысли, что многие формулировки несут в себе куда более глубокий философский смысл.

Мурат Телибеков: Вы допускаете мысль, что человек, написавший программу "Хизб-ут-Тахрира", мог ошибаться?

Фарух Абдукаримов: Люди, написавшие эту брошюру, - исламские ученые, глубоко познавшие шариат. Мы не можем оспаривать их суждения, так как не достигли подобных высот в изучении ислама.

Мурат Телибеков: В мире много именитых теологов, рассуждающих иначе. В полемике необходимо полагаться на доводы, а не на имена авторитетов. Для меня, как для мусульманина, высшие авторитеты - Священный Коран и высказывания Пророка. Все остальное подвергаю сомнению.

Фарух Абдукаримов: В данном случае наша книга также ссылается на высказывание Пророка.

Мурат Телибеков: Хадис считается достоверным, если он не противоречит Корану, ибо Священная книга считается первичной. Приведу цитату из Корана: "Не отгоняй от себя тех, которые утром и вечером возносят молитвы к Господу своему в поисках лика его, и не твое дело требовать от них отчета в чем-либо; и не их дело требовать от тебя отчета; как скоро отгонишь их от себя, то будешь в числе несправедливых" (52 аят, сура "Скот"). Отсюда следует вывод, что ссылка на высказывания Пророка, призывающего убивать отвратившихся, некорректна.

Акнур Башимов: К сожалению, многие представители "Хизб-ут-Тахрира" не владеют глубокими знаниями об исламе, однако используют религиозные догматы в политике. Но самое печальное, что их действия дают повод для репрессий и очернительства ислама. Взять последнюю акцию возле Центральной алматинской мечети, когда сторонники "Хизб-ут-Тахрира" протестовали против праздника Курбан-айт из-за того, что идет война в Ираке. Во-первых, подобные действия противоречат шариату...

Арман Алибеков: На этот шаг нас толкнуло отчаянье. Четыре года назад в городе Кентау убили нашего сподвижника Каната Беимбетова. Мы обратились к Верховному муфтию Абсаттару Дербисали с вопросом: почему виновники не понесли наказание? Ответа нет до сих пор. В 2004 году по обвинению в разжигании межнациональной розни были задержаны 100 членов "Хизб-ут-Тахрира", из них 25 человек посажены в тюрьму. На наш взгляд, это беззаконие. И в-третьих, мы протестуем против пребывания наших войск в Ираке.

Мурат Телибеков: Я допускаю, что правительство порой принимает ошибочные решения. Однако в республике существует множество общественных институтов, посредством которых можно цивилизованно решать эти проблемы. Даже радикальная политическая оппозиция успешно пользуется подобными инструментами. Сейчас в республике много различных конфессий, течений, сект. Они собираются в своих храмах, молятся, читают проповеди. Если ваша идея окажется притягательной, люди сами потянутся к вам. Устраивая публичные демарши, вы настраиваете общество против себя. К тому же скрытые методы работы и жесткая внутренняя авторитарность партии вызывают подозрение.

Фарух Абдукаримов: Дисциплина должна быть в любой организации. Но это вовсе не означает, что мы заставляем членов партии бездумно исполнять приказы. Если человек не согласен с принципами организации, он может спокойно выйти из нее. Никто его не остановит. Элемент скрытности порой оправдан. Так поступал Пророк в первые годы своей миссии.

Санат Кушкимбаев: На мой взгляд, религиозный экстремизм в Казахстане не представляет прямой и даже косвенной угрозы. Конечно же, правоохранительные органы должны пресекать противоправные действия, но все должно происходит в рамках закона. Запреты не решают проблему, они лишь загоняют болезнь внутрь. Более того, хочу сказать, что чрезмерные репрессии разжигают любопытство и формируют романтический ореол.

Акнур Башимов: Почему партия "Хизб-ут-Тахрир" не строит медресе, университеты, больницы, мечети? Конечно же, халифат - это прекрасная мечта. Но ведь есть куда более важные проблемы. Я считаю, что вы принесете гораздо больше пользы обществу, работая в мечетях, обучая детей намазу. Вам необходимо овладеть арабским языком, приобрести больше знаний об исламе.

Фарух Абдукаримов: Вы преувеличиваете роль знаний в изменении современного мира. Иблис тоже был ученым. Когда Аллах приказал ему поклониться, он возгордился и отказался это сделать. Дело не в знаниях. Посмотрите, что произошло в высокообразованной Югославии. Там были убиты тысячи невинных мусульман. Кто встал на их защиту? Пророк говорил, что придет время, когда мусульман будет много, но все они будут подобны морской пене, ибо возобладают в душах любовь к жизни и страх перед смертью. Когда американцы вторглись в Ирак, миллионы христиан в Европе вышли на улицы. Они руководствовались не религиозными, а гуманными соображениями. Когда мы пытаемся сделать то же самое в Казахстане, вы называете это пустым криком.

Акнур Башимов: Но зачем отделяться от всей уммы и создавать обособленную организацию? Что мешает работать в рамках традиционного ислама? Порок говорил: "Смута хуже, чем смерть!"

Арман Алибеков: В чем заключается наша смута?

Акнур Башимов: Вы дестабилизируете общество. В этих скандалах нет никакой выгоды!

Арман Алибеков: Нам не нужна выгода! Основа шариата - не выгода! Если мы будем думать о выгоде, тогда надо давать деньги под проценты, распространять порнографию. В этом тоже есть выгода. Вы называете нашу деятельность криком. Это не крик! Это стон последних мусульман.

Мурат Телибеков: Приведу еще одну цитату из программы "Хизб-ут-Тахрира". "Подобные Израилю государства, которые ведут войну. Отношение к ним должно быть, как к врагам. Въезд их граждан в исламские страны запрещен, и разрешено проливать кровь и отбирать имущество у тех из них, которые не являются мусульманами". Но в Израиле испокон веков живет масса простых евреев, далеких от политики. Среди них много женщин, детей, стариков. Неужели все они подлежат тотальному истреблению?

Фарух Абдукаримов: Это касается лишь тех, кто принимает участие в вооруженной агрессии против мусульман. В условиях халифата евреи будут жить отдельной общиной, и никто не будет покушаться на их жизнь.

Мурат Телибеков: Хочу привести любопытный исторический факт, который не любят вспоминать многие мусульманские теологи. Одна из жен Пророка Мухаммада по имени Мария Куптия была еврейкой. Она приняла ислам только после замужества, причем без принуждения со стороны Пророка. И до конца жизни их связывала искренняя любовь.

Санат Кушкимбаев: К романтическим идеям "Хизб-ут-Тахрира" часто примешивается немалая доля фанатизма, и это перечеркивает позитивные стороны доктрины.

Акнур Башимов: К сожалению, экстремистские заявления дискредитируют демократизм ислама.

Арман Алибеков: "Хизб-ут-Тахрир" относительно демократии придерживается особой точки зрения. В западном понимании демократия - это власть народа, вырабатывающего законы на основе разума, опыта и наблюдения. В исламе законы устанавливает только Всевышний Аллах, народ не может проявлять свою волю, ибо не является хозяином мира. Руководитель народа - это шариат, а власть принадлежит только Аллаху. Демократическая система безбожна по своей сути и является выдумкой людей.

Санат Кушкимбаев: Не следует ограничивать демократию только лишь западной моделью. Помимо этого, существует исламская демократия, о которой говорил Хомейни, и сегодня она реализуется в Иране. В ней много позитивного.

Мурат Телибеков: Как вы оцениваете деятельность "Аль-Каиды" и события 11 сентября в Нью-Йорке?

Фарух Абдукаримов: Мы не имеем никакого отношения к "Аль-Каиде". Причастность этой организации к событиям 11 сентября вызывает глубокие сомнения. И вообще, существует ли "Аль-Каида" на самом деле? Возможно, это миф, выдуманный политиками.

Мурат Телибеков: Вы считаете, что террористические акты оправданы в отдельные моменты истории?

Арман Алибеков: Нет. Это противоречит принципам ислама. Джихад запрещает убивать детей, женщин, животных и даже ломать деревья.

Мурат Телибеков: А пример с Узбекистаном:

Арман Алибеков: "Хизб-ут-Тахрир" не имеет никакого отношения к терактам в Узбекистане. Наши братья протестуют, распространяют литературу и листовки, но не используют насильственные методы.

Мурат Телибеков: Ваших лидеров назначают за рубежом или вы сами их выбираете?

Фарух Абдукаримов: Мы считаем, что этот вопрос второстепенный и не хотелось бы на нем заострять внимание.

Мурат Телибеков: От этого во многом зависит политика организации. Одно дело, - если руководитель - гражданин Казахстана, хорошо знающий обычаи народа, его культуру; и другое, - если это иностранец. Мы знаем немало примеров, когда, спекулируя высокими идеями, люди преследуют политические интересы.

Фарух Абдукаримов: Для нас важно, чтобы человек был истинным мусульманином, а какое у него гражданство - вопрос второстепенный. Для того, чтобы руководить джамаатом, нужен человек, хорошо знакомый с исламом. Для нас важно, чтобы это был истинный мусульманин. Самые первые проповедники ислама тоже были пришельцами из других стран, но это ни в коей мере не ставило под сомнения их благородные цели. В Коране сказано: "Подчиняйтесь Аллаху, Пророку и амирам среди вас".

Мурат Телибеков: Подводя итоги нашей беседы, хочется сказать, что, несмотря на все противоречия и разногласия, различные мусульманские, да и не только мусульманские, движения могли бы успешно сотрудничать, к примеру, в борьбе против распространения наркотиков, коррупции, в пропаганде здорового образа жизни. Летом этого года Союз мусульман Казахстана намерен провести республиканский турнир по большому теннису среди молодежи. Мы приглашаем партию "Хизб-ут-Тахрир" принять участие в качестве одного из организаторов спортивного состязания. Это будет хороший прецедент сотрудничества оппонентов.

camonitor.com

Предыдущая статьяРоссия за упрочение отношений с Таджикистаном
Следующая статьяПутин о военном факторе в сотрудничестве с Таджикистаном