EURASIANET
ДОКЛАД HRW: УЗБЕКСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО СОВЕРШИЛО «МАССОВЫЕ УБИЙСТВА» МИРНЫХ ДЕМОНСТРАНТОВ В АНДИЖАНЕ
Узбекские правительственные силы правопорядка совершили «массовые убийства» невооруженных демонстрантов в мае во время андижанских событий, утверждается в новом докладе Human Rights Watch. В докладе говорится, что узбекское правительство неспособно провести честное расследование событий, так что эта задача должна быть возложена на Верховного комиссара ООН по правам человека.
Доклад HRW под названием «Свинцовый дождь: андижанская бойня 13 мая» был опубликован 7 июня. В нем подробно излагается последовательность событий, кульминацией которых стал расстрел силами правопорядка мирных граждан, собравшихся в центре Андижана. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] Собирая материалы для доклада, расследовавшие эти события сотрудники HRW взяли интервью у десятков очевидцев - как в Узбекистане, так и в Кыргызстане.
«Масштаб убийств и их неизбирательный и непропорциальный характер дают все основания говорить о настоящей бойне», заявляется в докладе. Количество убитых остается предметом споров, говорится далее в докладе. Узбекское правительство заявляет о 173 погибших. Авторы доклада настаивают на том, что число жертв было значительно выше, однако добавляют, что «установление реального числа погибших... представляется крайне затруднительным в условиях, когда власти стараются закрыть город и угрозами пытаются заставить людей не вступать в контакты с 'посторонними'». Поэтому в докладе HRW говорится лишь, что «счет убитых идет на сотни».
Узбекское правительство утверждает, что события были инициированы исламскими боевиками, устроившими беспорядки в Андижане. Однако сотрудники HRW, проводившие расследование, не обнаружили практически никаких свидетельств, подтверждающих заявления властей. Наоборот, по мнению HRW, ответственность за трагедию несет правительство. «Результаты нашего исследования со всей очевидностью свидетельствуют о безусловной ответственности узбекских правительственных сил за бойню 13 мая», говорится в докладе.
В докладе указывается, что катализатором произошедших событий стал арест 23 местных бизнесменов, обвиненных в «религиозном фундаментализме». Предприниматели были арестованы в июне 2004 г., а в феврале текущего года предстали перед судом. Дело, заведенное на 23 предпринимателей, «очень многие в Андижане считали несправедливым, и в течение нескольких недель перед 13 мая сотни людей выходили на мирные пикеты против этого суда», говорится в докладе.
По мнению HRW, остается «неясным», были ли задержанные бизнесмены членами подпольной радикальной группировки «Акрамия», как об этом заявляют власти. «По словам отца одного из подсудимых, все они были просто набожными мусульманами», говорится в докладе. В беседах с сотрудниками HRW в лагере беженцев в Кыргызстане некоторые из подсудимых отрицали, что имеют какое-либо отношение к «религиозному экстремизму».
Андижанские события начались ночью 13 мая, когда группа вооруженных людей напала на местную тюрьму, чтобы освободить предпринимателей. Боевики, среди которых было много друзей и родственников арестованных, позднее заняли здание областной администрации и взяли в заложники представителей местных властей. В докладе HRW эти действия боевиков названы «тяжкими преступлениями, за совершение которых узбекским законодательством предусмотрена уголовная ответственность».
Когда боевики заняли правительственное здание, или хокимият, в центре Андижана, они начали «подготовку к акции массового протеста на площади Бабура», говорится в докладе HRW. Боевики предприняли шаги, в том числе обзвонив по телефону друзей и родственников, чтобы собрать на площади большую толпу. В то же время, отмечается в докладе, «многие демонстранты примкнули к толпе по своей собственной инициативе». Боевики, согласно свидетелям, проинтервьюированным HRW, были и в здании хокимията, и располагались по периметру площади. Те, кто находился «внутри протестующей толпы», не были вооружены, говорится в докладе HRW.
«Когда число митингующих достигло нескольких тысяч, акции группы вооруженных боевиков превратились в массовое выражение недовольства хронической бедностью, коррупцией, безработицей, репрессиями и неправосудными процессами, охватившими регион», говорится в докладе HRW.
В течение дня, говорится в докладе, число заложников, удерживавшихся боевиками, выросло. В отдельных случаях невооруженные люди задерживали заложников на улице и передавали их боевикам. Среди заложников были «те из толпы, кто мог показаться лазутчиком властей», говорится в докладе HRW. В докладе говорится также, что общее число тех, кто удерживался против своей воли, по большей части милиционеров в форме и других представителей властей, достигало 40 человек.
Правительственные силы, включая снайперов, периодически стреляли по демонстрантам на площади Бабура. «В ходе этих первых столкновений было убито, возможно, до 50 человек», говорится в докладе. Около полудня некоторые боевики вошли в контакт с министром внутренних дел Закиром Алматовым и попытались начать переговоры по проблемам, вызывавшим недовольство местного населения. Переговоры были прерваны, и в четыре часа пополудни правительственные силы начали блокировать площадь.
Сразу же после пяти часов дня начался штурм, который был произведен с разных направлений и без предварительного предупреждения. В докладе HRW говорится, что узбекские войска «вели огонь неизбирательным образом».
«Одну из групп выходивших с площади митингующих в буквальном смысле выкосило пулями», говорится в докладе. Действия правительственных войск, заявляет HRW, явились нарушением конвенции ООН об «Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка», согласно которой полиция «использует ненасильственные средства до вынужденного применения силы». Конвенция была принята в 1990 г.
«Любое правительство вправе и обязано пресекать такие преступления, как захват заложников и административного здания», говорится в докладе HRW. «Однако в таких случаях оно должно руководствоваться основными стандартами, защищающими права человека при применении силы в полицейских операциях».
В докладе приводятся свидетельства нескольких очевидцев, утверждающих, что узбекские солдаты, вместо того чтобы оказать медицинскую помощь раненым, приканчивали их на месте.
В докладе HRW отмечается, что узбекское правительство создало комиссию для оценки действий правоохранительных органов. Однако, по мнению HRW, учитывая замеченное стремление узбекского правительства скрыть истину, «представляется логичным с достаточной уверенностью предположить, что такая комиссия будет подвергаться политическому давлению и поэтому ее выводам едва ли можно доверять».
Ташкент решительно отвергает требования международного сообщества о проведении независимого расследования. Однако в своем докладе HRW настаивает, чтобы международное сообщество оказало давление и сделало возможным проведение такого расследования под эгидой Верховного комиссара ООН по правам человека.
В качестве дополнительных мер давления HRW призывает Соединенные Штаты пересмотреть свои стратегические отношения с Узбекистаном. После трагедии 11 сентября администрация президента Ислама Каримова стала одним из ключевых партнеров Вашингтона в проведении антитеррористических операций. В центре военного сотрудничества двух стран находится авиабаза в Карши-Ханабаде, которую вооруженные силы США используют для поддержки миссий в соседнем Афганистане. «В случае отказа узбекского правительства пойти на [независимое] расследование Соединенные Штаты должны полностью свернуть сложившееся после 11 сентября стратегическое партнерство с Узбекистаном и свое военное присутствие в этой стране», рекомендует доклад HRW.
HRW призывает также Европейский Союз приостановить выполнение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Узбекистаном, пока узбекские власти не согласятся на международное расследование. Европейский банк реконструкции и развития должен точно так же сократить помощь Узбекистану, учитывая отсутствие в стране прогресса в ситуации с правами человека. HRW считает также, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе должна развернуть «специальные миссии» как в Узбекистане, так и в Кыргызстане, по мониторингу «стремительно ухудшающейся ситуации с правами человека». Китай и Россия также могли бы внести свой вклад в региональную стабилизацию, публично поддержав требование о независимом расследовании, говорится в докладе HRW.