Узбекистан: на что способна группа в урезанном составе?
TRIBUNE-uz, Маматкул Раззаков
8 июня в Ташкенте состоялось первое заседание международной рабочей группы по мониторингу за расследованием и мерами правительства Узбекистана по стабилизации обстановки в Андижане и Андижанской области.
Для формирования этого органа узбекской стороной было предложено участие одного -двух дипломатических сотрудников от дипмиссий России, КНР, США, Франции, Индии, Пакистана, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Однако на его первом заседании отсутствовали представители посольств США и Франции, которые, как сказано в официальном сообщении, "пока не подтвердили своего участия, но при соответствующей заинтересованности могут в любое время присоединиться к работе группы".
Учитывая, что остальные страны в той или иной мере поддержали действия властей и силовых структур Узбекистана во время подавления мятежа в Андижане, отсутствие европейских государств и США резко снизило значимость этого события. Поэтому неудивительно, что первое заседание превратилось в чисто протокольное мероприятие, подогреваемое лишь заявлениями, что "узбекская сторона готова всячески содействовать полноценной и объективной деятельности рабочей группы, обеспечить доступ ко всем необходимым материалами".
Не случайно также, что на заседание не были приглашены представители зарубежных и отечественных СМИ, за исключением лишь официальных органов, которых, по свидетельству очевидцев, даже не пустили в зал, где проходила эта встреча.
Как известно, именно европейские государства, а также США, ряд авторитетных международных организаций, в том числе ООН, ОБСЕ, НАТО, осудили действия правительства Узбекистана во время андижанский событий, подчеркивая "непропорциональное применение силы".
Поэтому отсутствие в рабочей группе представителей дипмиссий США и Франции - это весьма ощутимый удар не только по внешнеполитическому ведомству страны, не сумевшему обеспечить их участие, но и по тем поистине титаническим усилиям, предпринимаемым Узбекистаном по восстановлению своего имиджа демократического государства, резко пошатнувшегося после майских событий в Андижане.