Мониторинг нарушений прав СМИ и журналистов в июне
22.07.2005
Угрозы и насилие над журналистами
1. 24 июня в Карши был избит независимый журналист Улугбек Хайдаров.
Около 22.00 У. Хайдаров приехавший в Карши в связи с проводимым им журналистским расследованием, направлялся на встречу с каршинским корреспондентом узбекской службы «Радио Иран» и британского Института по освещению войны и мира (IWPR) Тулкином Караевым.
По словам У. Хайдарова, примерно за 200 метров до дома Тулкина Караева на него напали двое, сбили с ног и продолжали избивать ногами.
У. Хайдаров рассказал также «Арене», что один из нападавших сказал ему: «Что тебе надо в Карши? Проваливай туда, откуда прибыл!».
Напомним, что У. Хайдаров не впервые подвергается нападению. В апреле журналист был избит рядом со своим домом в Джизаке, в результате чего он был доставлен в травматологическое отделение больницы с переломом ключицы.
Несмотря на то, что У. Хайдаров опознал напавших на него в апреле людей, следствие по делу было приостановлено. Это стало причиной отказа журналиста обращаться в правоохранительные органы республики.
Юридическое преследование
1. 4 июня был по обвинению в хулиганстве был подвергнут административному аресту сроком на 10 суток каршинский корреспондент «Радио Иран» и британского Института по освещению войны и мира (IWPR) Тулкин Караев.
Как сообщало Общество прав человека Узбекистана (ОПЧУ), 4 июня неизвестная женщина с руганью набросилась на Тулкина Караева и правозащитника Гайбуллу Джалилова, стоявших на остановке. О случившемся Т. Караев сразу же сообщил начальнику городской милиции. Однако там уже находилась нападавшая женщина, у которой было готовое заявление. Она утверждала, что именно она является пострадавшей.
14 июня Тулкин Караев был освобожден из-под ареста.
16 июня Т. Караев был снова задержан каршинской милицией. Журналиста и находившегося с ним правозащитника Акмаля Ахмедова без предъявления каких-либо обвинений продержали в отделении милиции около пяти часов. У обоих были отняты паспорта.
2. 23 июня стало известно об усилении преследований журналистов в Самарканде. В частности, известному резкой критикой власти независимому журналисту Артуру Самари «не рекомендовано» выезжать из Самарканда без ведома силовых структур. Другие журналисты, работающие в Самаркандской области, опасаются предоставлять информацию независимым СМИ, поскольку силовики начали собирать информацию об их близких и родственниках.
3. 26 июня в Андижане во время интервью с представителями официально непризнанной партии «Эрк» был задержан журналист Гафур Юлдашев.
Г. Юлдашев и задержанные с ним Исроил Холдоров и Садирохун Суфиев были доставлены в Городское отделение внутренних дел Андижана и неоднократно подверглись обыску.
Г. Юлдашев сообщил также, что у него были конфискованы документы и запись, сделанная 11 мая во время последнего дня суда над 23 андижанскими бизнесменами, известного как «дело акрамистов».
Ограничение доступа к информации
1. Как сообщило агентство «Фергана.Ру» администрация некоторых из ташкентских интернет-кафе стремится ограничить своих посетителей в доступе к информации. «Запрещенным», в частности, оказалась сама «Фергана.Ру». Объявление в одном из интернет-кафе, расположенном неподалеку от станции метро «Чиланзар» гласит, что «за просмотр сайта Ferghana.ru на посетителей будет наложен штраф в размере 10 тысяч сумов» (около 10$).
2. 6 июня истек срок обязательного для всех ташкентских студий кабельного телевидения перехода на прием «единого сигнала главной станции», который должно транслировать ООО «Узбекистон кабель системалари».
Как отмечают местные эксперты, эта мера принята для облегчения цензуры иностранных телеканалов. Как известно «Арене», полный переход на прием единого сигнала в Ташкенте еще не произошел.
По информации агентства «Фергана.Ру», 20% «Узбекистон кабель системалари» принадлежат Национальной ассоциации электронных СМИ (НАЭСМИ). Остальные 80% принадлежат компании Terra Group, которой владеет старшая дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова.
3. Власти Джалалабадской области Киргизии ужесточили пропускной режим в отношении журналистов и правозащитников, желающих попасть на территорию лагеря для беженцев из Узбекистана. С 10 июня попасть на территорию лагеря можно только при наличии аккредитации, разрешение на посещение журналисты, правозащитники или родственники беженцев могут получить от представителей миграционных и пограничных служб Кыргызстана.
По версии местных властей, эта мера предпринята для «обеспечения безопасности беженцев». Журналисты же полагают, что областное руководство фактически установило двойную информационную блокаду. В то время, как общественность не имеет возможности получать достоверную информацию, беженцы фактически изолированы от внешнего мира. В частности, им запрещено передавать печатные издания, где освещаются политические события, происходящие в Кыргызстане и Узбекистане.
Иные способы давления
1. 10 июня со слов родственников корреспондента «Радио Иран» и британского Института по освещению войны и мира (IWPR) Тулкина Караева, находившегося под административным арестом, стало известно, что журналиста принуждают к приему наркотиков.
«Арена», Родион Базаров