CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ НАПРЯЖЕННОЙ

6 сентября 2005

EURASIANET

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ НАПРЯЖЕННОЙ

Стивен Бланк Комментарий EurasiaNet

Энергетическая игра в Центральной Азии становится все более напряженной. Китай привлек к себе внимание, заняв заметные позиции на энергетическом рынке Казахстана. Индия, еще одна страна с растущими потребностями в нефти и газе, упорно стремится получить доступ к энергоресурсам региона.

Главными игроками в конкурентной борьбе за добычу и экспорт энергоресурсов Средней Азии и бассейна Каспийского моря остаются компании США и России. Однако в последние годы с ними все чаще соперничают китайские и индийские корпорации.

Свидетельством растущей роли Пекина стала покупка 22 августа крупнейшей китайской государственной нефтяной компанией CNPC за 4,2 млрд долларов канадского «ПетроКазахстана», одного из основных нефтедобытчиков в Казахстане. После утверждения сделки акционерами Китай обеспечит себе заметное присутствие в этой стране, с которой имеет общую границу на западе. Победив в напряженной борьбе за «ПетроКазахстан», CNPC, как сообщается, обошла индийскую государственную энергокомпанию ONGC.

Потребности Индии в энергии стремительно растут, и сегодня ее внимание направлено на месторождения, находящиеся в Иране и Туркменистане. По некоторым оценкам, ежедневный импорт нефти в Индию к 2020 г. вырастет более чем в три раза по отношению к нынешним 1,4 млн баррелей. Хорошо известны слова премьер-министра Индии Манмохана Сингха: «По нашим расчетам, энергетическая безопасность стоит уже на втором месте после безопасности продовольственной».

В начале августа на встрече индийских и иранских представителей обсуждался рамочный договор о строительстве газопровода, который позволит Тегерану экспортировать газ через Пакистан. Работа над окончательным вариантом соглашения, как надеются власти обеих стран, должна закончиться в конце года с тем, чтобы 1750-мильный трубопровод был построен к 2010 г. 2 сентября начинается трехдневный визит в Иран министра иностранных дел Индии Натвара Сингха. Одним из главных пунктов повестки дня на запланированной встрече Сингха с иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом будет вопрос о так называемом трубопроводе «Иран-Пакистан-Индия» (IPI).

С помощью строительства трубопровода из Ирана Индия пытается догнать Китай, поскольку Тегеран стал вторым крупнейшим поставщиком нефти для Пекина. Тесные энергетические связи, в свою очередь, служат налаживанию стратегических отношений между двумя странами: Пекин оказывает Тегерану военную помощь и консультирует его по ядерной программе. Китай оказывает также Ирану дипломатическую поддержку.

Кроме IPI индийские власти заинтересованы в трансафганском трубопроводе (TAP) - проекте транспортировки природного газа из Туркменистана через Афганистан на рынки Пакистана и Индии. Реализация этого проекта до сих пор была затруднена из-за неясностей, касающихся безопасности трубопровода и размеров туркменских месторождений. По сообщению туркменских СМИ, президент Сапармурат Ниязов обсудил перспективы TAP с находившимся в конце августа в Туркменистане американским генералом Джоном Абизаидом. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight.]

В ходе своего визита 28 августа в Афганистан премьер-министр Сингх заявил, что оба трубопроводных проекта должны быть реализованы, чтобы Нью-Дели мог обеспечить свою энергетическую безопасность. «Это не вопрос предпочтения одного [трубопровода] другому», - сказал Сингх во время совместной пресс-конференции с афганским президентом Хамидом Карзаем. «Нам нужны оба трубопровода... Потребности Индии в энергоресурсах производственного назначения растут в геометрической прогрессии».

Улучшение отношений между Индией и Пакистаном может привести к тому, что оба трубопроводных проекта начнут воплощаться в жизнь. Тем не менее эти инициативы все еще наталкиваются на существенные экономико-политические препятствия. На сегодняшнем этапе шансы маршрута IPI на практическое воплощение выше, чем шансы TAP.

Иран и Индия стали важными партнерами в энергетической и даже в военно-стратегической сфере, несмотря на тесные и крепнущие связи Индии с Израилем и Соединенными Штатами. Правительство США энергично продвигает проект TAP, однако, по мнению некоторых аналитиков, Вашингтон снимет свои возражения против трубопровода IPI, если Индия примет твердое решение о его строительстве. Министр энергетики Индии Мани Шанкар Айяр, как сообщается, не обращает внимания на давление со стороны американцев, которые хотят, чтобы Нью-Дели отказался от планов поставок природного газа из Ирана.

Хамид Ансари, член политической консультативной группы при министре иностранных дел Сингхе, охарактеризовал недавно энергетические сделки Индии с Ирана как «сложную игру - похожую отчасти на шахматы, отчасти на покер». Энергетические потребности Индии не оставляют Нью-Дели большого пространства для маневра. «Мы приняли решение в том, что касается Ирана», - сказал Ансари. «Это не та область, где на нас можно оказывать давление».

Подобно Индии и Китаю Пакистан также стремится решить проблемы с растущими потребностями в энергии. «Нам не хватает энергии. Нам срочно нужен газ», - заявил недавно президент Пакистана Первез Мушарраф. «Наша промышленность страдает; страдают инвестиции, поступающие в Пакистан; поэтому в интересах Пакистана срочно получить газ». Пакистанское руководство предлагает построить трубопровод, который соединил бы Иран и Туркменистан, а энергоносители из этих двух стран поступали бы в Пакистан и Индию через Афганистан.

Стоимость проекта IPI может составить приблизительно 4,16 млрд долларов. Если планы не изменятся, Индия могла бы начать к 2010 г. импортировать из Ирана через этот трубопровод примерно 60 млн стандартных кубометров газа в день. К 2015 г. уровень импорта мог бы вырасти до 90-100 млн. Кроме взимания платы за транзит, Пакистан мог бы импортировать 30-60 млн кубов в день.

Министр энергетики Индии Шанкар явно воодушевлен идеей повторить проект трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД), протянутого из Азербайджана через Грузию в Турцию, и хотел бы построить маршрут, связывающий Индию с бассейном Каспийского моря. Министр подумывает также о покупке некоторого количества сырой нефти из других источников. Один из них - трубопровод БТД, а другой - трубопровод «Эйлат-Ашкелон» в Израиле, нефть из которого может транспортироваться из Красного моря в Индию через Индийский океан. Шанкар рассматривает также возможность поставок природного газа из Катара и очевидно желает заключить соглашение с Азербайджаном на поставку до 5-6 млн тонн нефти в год начиная с первых месяцев 2006 г.

Энергетические отношения Индии и Ирана выходят далеко за рамки проекта IPI. В июне две страны подписали договор на 25 лет стоимостью около 22 млрд долларов, по условиям которого Индия будет получать из Ирана 5 млн тонн ожиженного природного газа в год. В связи с этой сделкой Иран предоставил Индии право на разработку двух нефтяных месторождений, объем добычи на которых может потенциально составить 60 тысяч баррелей в день. В рамках еще одной сделки Иран предоставил Индии право на добычу сырья на блоке газового месторождения «Северный Парс». Две страны намерены также рассмотреть вопрос о совместных проектах инвестиций в нефтехимическую отрасль.

Эти сделки проливают свет на сложный характер так называемой «большой игры» в Центральной и Южной Азии, а также на трудности, с которыми столкнутся Соединенные Штаты, если они будут настаивать на ужесточении санкций против Ирана в ответ на продолжение Тегераном работ в рамках ядерной программы. Сегодня государства, которые еще недавно были весьма уязвимы перед внешним влиянием - Китай, Индию и Иран, - превратились в самостоятельных и высоко мотивированных игроков, способных к весьма тонкой и независимой политике, которая строится на их собственных представлениях о национальных интересах.

От редакции. Стивен Бланк - профессор Колледжа Армии США. Мнения, выраженные в этой статье, ни в коей мере не выражают точки зрения Армии США, Министерства обороны или американского правительства.

eurasianet.org

Предыдущая статьяУЗБЕКИСТАН: В РЕЗУЛЬТАТЕ СКАНДАЛА С РЕМОНТОМ ШКОЛ ПОСТРАДАЛИ ТЫСЯЧИ УЧАЩИХСЯ
Следующая статьяТВ "Сомониен" просит Президента вмешаться в ситуацию