CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

tribune-uz.info

Так гордиться ли нам, что нас называют узбеками

6 октября 2005

Так гордиться ли нам, что нас называют узбеками

TRIBUNE-uz, Эльпарид Ходжаев. 06.10.2005

Известно, что власть критиковать чревато. Особенно при авторитарном режиме. Но желание высказаться по той или иной проблеме, сказать правду, которую эта самая власть старательно ретуширует, иногда бывает настолько сильной, что заглушает нотки опасения, возникающие у правдолюбца.

Обуреваемый сомнениями, он садится за компьютер или берет в руки карандаш, чтобы изложить свои опасные мысли. Но тут возникает вопрос, как эту крамолу обнародовать? Ведь даже, несмотря на то, что у нас в Узбекистане цензура с некоторых пор официально запрещена, ни один руководитель СМИ не допустит пропаганды инакомыслия (а именно так квалифицируется критика режима) в подведомственном ему учреждении. И тогда на помощь правдолюбцу приходит спасительный эзоповский язык. Люди старшего поколения помнят, как широко практиковалось в бывшем Советском Союзе чтение между строк, когда читатель докапывался до истины, домысливая аллегории, иносказания, недомолвки и другие приемы, ловко используемые автором.

Эта примечательная особенность недавнего советского прошлого невольно вспомнилась, когда я читал перевод эссе «Нас именуют узбеками» Озода Аббасходжаева, опубликованного 11 августа газетой «Халк сузи» (TRIBUNE-uz поместил его перевод 8 сентября в разделе «Обзор печати»). До этого мне не верилось, что несколько наивные, простодушные отечественные наши СМИ смогут подняться до таких высот изощренного витийствования, когда, читая только между строк, сможешь понять истинный смысл написанного.

Упомянутый мною материал очень большой, в нем много моментов, привлекающих внимание. Но не будем упоминать обо всех из них. Остановимся лишь на нескольких пассажах автора. Так он, говоря о наших соотечественниках-узбеках, волею судеб когда-то оказавшихся в арабских странах, пишет: «Как бы они ни были материально обеспечены, большинство их не может купить себе в тех странах просто землю, построить себе жилище и проживать в нем. У них нет этого права. Они вынуждены всю жизнь арендовать себе жилье. Им как бы постоянно напоминают, что они пришлые, чужаки, не местные:».

Но ведь и в Узбекистане, и это знает каждый мало-мальски сведущий человек, земля принадлежит только государству. Любой житель, будь то на селе или в городе, эту землю арендует, и власть в любой момент может этот арендуемый участок забрать у арендосъемщика. Сколько было случаев в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, да и в любом ином населенном пункте, когда вдруг решалось в том или другом жилом массиве либо провести новую автостраду или расширить старую, построить транспортную развязку или мост, возвести предприятие или многоквартирный дом и так далее. В любом случае идут на слом обжитые постройки, причем взамен предлагается столь ничтожная сумма, которая никак не компенсирует их реальную стоимость.

А сколько проблем бывает у фермеров, когда власти решают под тем или иным предлогом забрать у них уже возделанные поля? Информация о подобного рода произволах регулярно поступает из разных регионов. Получается, что узбеки - чужаки у себя в стране? Видимо к этой мысли подводит читателя автор статьи «Нас именуют узбеки», который, конечно же, хорошо знаком с истинным положением вещей.

Или другой эпизод. В нем Озод Аббасходжаев приводит рассказ одного из своих просвещенных товарищей о поездке в Иран. В Тегеране он посетил знаменитый парк отдыха, который смыкается с небольшой горной грядой. «Мы поднимались по ступенькам, когда увидели строителей на склоне, - рассказывает товарищ автора. - Я сразу понял, что это не иранцы и не азербайджанцы. Я сказал спутнику: «Спорим, эти люди - узбеки». Он не поверил. Подошли ближе. «Не уставайте!», - сказал я, как принято у нас, здороваясь. «И вам удачи, брат!» - был ответ. Оказалось, они из Мазари-Шарифа в Афганистане. Прибыли в поисках работы. За свой тяжелый труд они получают в день по 6 долларов. Одежда более чем скромная». Чувствуете, как автор ссылаясь на слова своего друга, вроде бы жалеет узбеков из Афганистана, в поисках работы мигрировавших в Иран.

Но эта жалость не более чем прикрытие. Ведь у нас в Узбекистане абсолютное большинство трудоспособного населения о дневном заработке в 6 долларов может только мечтать. Взять, к примеру, такую отрасль, как хлопководство. Удельный вес валового внутреннего продукта (ВВП) Узбекистана в мировой экономике не дотягивает до 0,2%, а по производству хлопкового волокна составляет 6% (шестое место в мире), по его экспорту - около 20%, второе место в мире. Хлопководство - становой хребет экономики Узбекистана. В нем занято свыше 40% трудоспособного населения, а с учетом принудительного использования труда несовершеннолетних детей - и того больше.

Однако с сожалением нужно признать, что сельское население живет в абсолютной нищете. Питается весьма примитивно. В его рационе низкосортный хлеб, чай редко с сахаром, продукты с приусадебного участка. Многие месяцами не ведают вкуса мяса. Крестьяне влачат жалкое существование за счет натурального хозяйства и реализации всего, что было накоплено за годы советской власти. Ради получения в личное пользование 20-30 соток земли они вынуждены брать в аренду 2-3 га земли и почти бесплатно выращивать указанные сверху сельскохозяйственные культуры и сдавать государству выращенный урожай за бесценок.

Что делать в таких условиях? Сельские жители были бы рады работать с раннего утра до ночи даже за пол доллара в день, но и это остается голубой мечтой. Любую работу готовы выполнить и маленькие дети, лишь бы кормили и давали немного карманных денег. В относительно лучшем положении находятся жители приграничной полосы. Часть из них каждый день нелегально пересекает границу и, преодолев 10-15 км, ходит на заработки в соседние государства. Там за выполнение тяжелой работы получают в день 1,5-2 доллара и ночью возвращаются домой.

Ввиду крайнего ухудшения условий жизни многие больные перестали лечиться, часть учащихся - посещать занятия. Повысилась смертность среди детей и взрослых. Сельское население, озабоченное и полностью поглощенное проблемами выживания, разучилось улыбаться. Радоваться - нечему. Мы привели пример из жизни сельчан, но не лучше доля и у горожан.

Немало узбеков, по некоторым сведениям - до 3-4 миллионов, мигрировало из страны, где сложилась крайне тяжелая социальная обстановка, в том числе безработица. В поисках лучшей доли они перебрались в соседние государства и Россию. Они согласны скитаться и ютиться где придется, согласны на любую работу в Казахстане, Киргизии, Туркмении и даже в разоренном пятилетней войной Таджикистане, лишь бы хоть что-то заработать и отправить семье. Так что они могут только позавидовать своим соотечественникам из Мазари-Шарифа, зарабатывающих в на стройке в Тегеране по 6 долларов в день.

Кстати, сейчас в Узбекистане началась хлопкоуборочная страда. Сбор урожая - неплохая возможность подзаработать для людей, учитывая наличие массовой безработицы в стране. Но для того, чтобы правильно организовать такую кампанию, нужно хотя бы немного пошевелить мозгами, вложить определенные деньги. Но властям всего этого не нужно. Им легче мобилизовать по опыту приснопамятных советских лет на уборку хлопка учащихся и студентов. При этом они не думают о здоровье детей, вынужденных по полтора-два месяца жить в холодных, продуваемых ветрами бараках, не думают и о том, что намного уменьшается и объем получаемых знаний из-за такого перерыва в учебе. В минусе и накладе только дети и их родители.

Власти же только в выигрыше. Главное, они экономят деньги на оплату за собранный урожай. Как пишет газета «Правда Востока» за 29 сентября в заметке «Тайм на осеннем поле»: «Руководители хозяйств и фермеры за каждый собранный килограмм (хлопка) платят студентам по 35 сумов». Те, кто бывал на сборе этих белоснежных, легких как пушинка хлопковых долек знает, какой это тяжкий труд. И вот за него всего 35 сумов (около 3 центов). Смешные цены, честное слово.

Возвращаясь же к материалу Озода Аббасходжаева, хочется сказать, что каждый его абзац вызывает вот такие вот мысли и эмоции. Каждую его мысль, каждый приведенный им факт можно развить и обогатить. Но это потребует очень много времени. Но в наш современный век его катастрофически не хватает. Поэтому я просто хочу поблагодарить автора за то, что он заставляет читателя думать, анализировать и сопоставлять.

tribune-uz.info

Предыдущая статьяКАК ОСТАНОВИТЬ «ЦВЕТНЫЕ» РЕВОЛЮЦИИ
Следующая статьяКонец хивинской авантюры