Власти никак не комментируют введение санкций против Узбекистана
«Арена» - Комитет свободы слова и выражения (Ташкент, Узбекистан), Алексей Волосевич, 13.10.2005
Правительство Узбекистана упорно хранит молчание по поводу санкций, предпринятых в его отношении странами Евросоюза и США. Глава узбекского государства не обмолвился о них ни единым словом, молчат высокопоставленные чиновники, молчат подконтрольные правительству радио, пресса и телевидение, а иных в Узбекистане просто нет.
Напомню, что девять дней назад Евросоюз пошел на беспрецедентный шаг и впервые в своей истории в одностороннем порядке приостановил действие Договора о сотрудничестве с одной из стран, с которыми этот договор был заключен, - с Узбекистаном. Свое решение ЕС мотивировал тем, что узбекские власти продолжают препятствовать проведению независимого международного расследования событий в Андижане. ЕС наложил эмбарго на поставку в Узбекистан оружия, спецсредств и техники, которая может быть использована вооруженными силами, а также заявил, что правительственным чиновникам, ответственным за «несоразмерное применение силы» будет запрещен въезд в страны Евросоюза.
Примерно в это же время свои меры приняли и США. Они решили не выделять узбекскому правительству ежегодную финансовую помощь - 21 миллион долларов, и заблокировали выплату долга за пользование базой в Ханабаде - 23 миллиона долларов, пояснив, что нечего направлять эти деньги коррумпированному и репрессивному правительству. В дополнение ко всему в конгресс США был внесен проект резолюции, призывающей администрацию Буша добиваться от Совета безопасности ООН возбуждения дела против президента Ислама Каримова в Международном уголовном суде. При этом США по-прежнему продолжают настаивать на независимом расследовании андижанских событий.
И хотя предложение открыть против Каримова уголовное дело носит, скорее, декларативный характер и не имеет шансов на успех в силу того, что покровители узбекского президента, постоянные члены Совбеза ООН Россия и Китай обязательно заблокируют его, тем не менее, совершенно очевидно, что все эти беспримерные шаги отражают складывающееся отношение к узбекскому президенту - отныне для демократического мира он изгой.
Примечательно, что госсекретарь США Кондолиза Райс, совершающая в эти дни турне по региону и проводящая переговоры с президентами Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Афганистана, отменила свой визит в Узбекистан, как бы демонстрируя, что с Исламом Каримовым ей разговаривать больше не о чем.
Однако в самом Узбекистане все эти внешнеполитические бури не оставили сколько-нибудь заметного следа. О том, что Европа и США вообще приняли какие-то санкции против правительства, можно прочесть лишь в Интернете, да и то лишь в том случае, если вам известны адреса незаблокированных сайтов. В остальном информационном пространстве страны - тишь да гладь. Местные СМИ освещают успехи хлопкоуборочной кампании, а также судебный процесс над андижанскими «террористами», которые каются и сознаются решительно во всем, что хотели бы услышать узбекские власти.
Сами же власти молчат. Президент Каримов, страстью которого, подобно Михаилу Горбачеву или Фиделю Кастро, являются многочасовые речи, в этот раз с речами почему-то не выступает. Интервью не дает, пресс-конференций не созывает, да и вообще избегает встреч с западными журналистами, от которых всегда приходится ждать неприятных вопросов. В сентябре ему даже пришлось отказаться от поездки на юбилейный саммит ООН, где подобные вопросы обязательно прозвучали бы. И только несколько дней назад, перед вылетом в Москву на встречу глав государств-членов Организации Центрально-Азиатского сотрудничества, Ислам Каримов посетовал, что кое-какие большие и богатые страны стремятся подчинить себе страны маленькие, недавно получившие независимость, а также хотят превратить свою политику в мировую политику. Что это за страны президент Узбекистана уточнять не стал.
Очевидно одно: руководство страны в эти дни пребывает в состоянии растерянности. Именно так следует понимать его затянувшееся молчание, нежелание обозначить свою позицию и хоть как-то прокомментировать разрыв дружественных отношений с государствами демократического мира.