Кладезь углеводородов, или Жизнь в условиях техногенной катастрофы
14 Апреля 2007, Echo, М.МУРСАЛОВА
К концу XX века 40% нефти и газа уже добывались из морских месторождений и в перспективе есть все основания полагать, что эта доля значительно возрастет. Специфические условия морских нефтегазовых месторождений требуют особого подхода к широкому комплексу вопросов: от выбора принципиальных схем разработки месторождений до их обустройства с учетом объемов добываемой продукции, физико-химических свойств, гидрометеорологических условий удаленности от берега и глубины моря, степени освоенности береговой инфраструктуры и многих других факторов. Площадь осадочно-породных бассейнов экватории мирового океана составляет примерно 55 млн. кв. км, где открыто уже 2500 месторождений нефти и газа. Это стало возможным благодаря совместным усилиям большого числа стран, создавших по существу новую морскую нефтегазовую подотрасль. По своей значимости она не уступает космической и давно уже превратилась не только в одну из самых капитало- и трудоемких, но и эффективных.
В настоящее время число внебереговых скважин достигает 70 тысяч. В год бурится 3,5 - 4 тыс.новых скважин. Эксплуатационные платформы установлены на глубинах более 300 м, разведочные скважины в океане пробурены на глубине свыше 2000 м. В настоящее время дальнейшее развитие технических средств и технологий позволило начать поиски и добычу нефти и газа в более глубоких водах континентального склона, а также на замерзающих морях. Необходимо отметить, что имеющий место огромный прогресс в создании новых средств и технологий в области освоения шельфа - результат прежде всего конкурентной борьбы между крупными транснациональными компаниями, а также - льготной налоговой политики ведущих развитых стран мира.
Многие склонны считать, что первая экологическая (или техногенная) катастрофа произошла в Азербайджане, когда забил первый фонтан нефти. Ведь не секрет, что сопутствующие углеводородам вещества имеют далеко не безопасные радиактивные свойства. Так или иначе, "джин" давно выпущен из глубинных земных недр и самый первый фонтан "черного золота" действительно забил на благословенной азербайджанской земле. Уникальность абшеронского климата как раз включает в себя обязательное присутствие некоего радиоактивного фона, и коренные жители давно свыклись с данным неотъемлемым фактом. Однако на самом деле "катастрофа" началась задолго до человеческого вмешательства. Первые свидетельства нефтеносности недр Каспийского моря встречаются в записи от 1778 года в журнале эскадры Войновича, подошедшей к Абшеронскому полуострову: "Резко запахло нефтью, на поверхности воды появились большие нефтяные пятна. Явление сие иначе растолковано быть не может, как тем, что плавающая на поверхности нефть выходит из самородных ключей на дне и по легкости своей наверх всплывает. Ибо весь бакинский берег изобилует такими ключами...". Выходит, в том, что берег Приморского бульвара "украшают" радужные нефтяные пленки, виноваты вовсе не власти и не нефтедобытчики. Наше море "напичкано" подземными самородными ключами и представляет собой не что иное, как "кладезь углеводородов". Каспийское "черное золото" превосходит добываемое в любом другом районе мирового океана по многим показателям, его уникальность сродни уникальности самого источника, откуда нефть черпается. Ведь Каспийское море на самом деле не что иное, как самое большое в мире соленое озеро.
Первую нефть со дна Каспийского моря стал добывать предприимчивый житель Баку - некто Касумбек, соорудивший два колодца на расстоянии 18 и 30 м от берега, защитив их досками со дна на высоту 1,8 м выше уровня моря. Отсюда смекалистый начинающий нефтепромышленник черпал нефть целых 20 лет, пока сооружение не разрушили волны. Было это аж в середине XIX века. Добыча нефти в открытом море началась в 1925 году из первой в стране скважины N71, пробуренной с платформы на деревянных сваях. В 1934 году вблизи о-ва Артем (Пираллахи) на Каспийском море началось освоение морского месторождения путем строительства металлических платформ.
Нетрудно догадаться, что освоением морских недр с целью добычи углеводородов человечество занялось вследствии их дефицита на суше. Хотя первые шаги в море пионеры шельфа делали больше из любознательности и неистребимого желания поближе узнать природу.