CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Два течения джихадизма в Ираке

3 сентября 2007

Два течения джихадизма в Ираке

03 сентября 2007 г., 04:34 GMT 08:34 MCK, Би-би-си

В обзоре британских газет:

- Чем Иран может помочь Ираку

- Беслан: вопросы остаются

- Газпром: государство в государстве

- Газпром: чего боится Европа

- Небоскреб Газпрома

- В Германии хотят построить пирамиду

Чем Иран может помочь Ираку

По мнению Financial Times, Иран должен воспользоваться своим влиянием на иракских шиитов

Газета Financial Times посвящает свою редакционную статью ситуации в Ираке.

По словам газеты, теоретически вторжение в Ирак должно было привести к тому, что шииты этой страны перестали бы подвергаться дискриминации, как и в других арабских странах. Это не только было бы хорошо с точки зрения прав человека, но и помогло бы Западу перестать полагаться исключительно на диктаторские суннитские режимы в этом регионе.

Вместо этого в Ираке возникли два течения джихадизма: с одной стороны - суннитский вариант "Аль-Каиды", убивающий людей ради восхваления халифата 7 века нашей эры, а с другой - шиитский мессианизм, чьи сторонники надеются на возвращение махди и наступление царствия Божья на земле.

Если Иран хочет, чтобы его признали как серьезную региональную державу, то он должен наглядно продемонстрировать свою приверженность идеи стабильности

Financial Times

В Ираке ситуация во многом зависит от сторонников основного шиитского государства в мире - Ирана, продолжает газета. Настолько, что администрация президента Буша сейчас явно опасается возможных последствий.

На прошлой неделе президент Буш выступил с речью, в которой он обвинил Тегеран в том, что тот создает возможность ядерного Холокоста на Ближнем Востоке. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад тут же заявил, что его страна готова заполнить вакуум в регионе после провала американской политики.

Тем временем, американские военные вооружают суннитских повстанцев в Ираке, а Вашингтон пытается создать антииранский суннитский лагерь на Ближнем Востоке. Другими словами, пишет Financial Times, мы снова поддерживаем суннитских деспотов как раз в тот момент, когда президент Буш явно обдумывает возможность нападения на Иран.

Газета пишет, что лучшей политикой по отношению к Ирану была бы смесь серьезных санкций с одной стороны и попыток сотрудничества с другой. Но даже если Тегеран закроет свою ядерную программу завтра же, напряженность в американо-иранских отношениях останется из-за пыток Тегерана стать региональной сверхдержавой.

Иран не несет ответственности за ситуацию в Ираке, считает Financial Times. Но Тегеран мог бы конструктивно использовать свое влияние среди иракских шиитов с тем, чтобы убедить их прекратить междоусобные стычки.

"Если Иран хочет, чтобы его признали как серьезную региональную державу, то он должен наглядно продемонстрировать свою приверженность идеи стабильности", - пишет Financial Times.

Беслан: вопросы остаются

Газета Times пишет о годовщине трагедии в Беслане. По словам газеты, расследование, проводимое

Генпрокуратурой России, все еще тянется, что подогревает слухи о том, что Кремль якобы пытается скрыть некомпетентность служб безопасности.

До сих пор не ясно, например, почему захватившие школу в Беслане люди выбрали именно это здание, всего в 200 метрах от местного отделения милиции, не обратив внимания на другие школы, и как они знали, что торжественная церемония в связи с началом нового учебного года была перенесена на час раньше запланированного.

Согласно официальным данным, в нападении на школу приняли участи 32 человека, однако, продолжает Times, очевидцы утверждают, что их было больше.

Но наиболее серьезным вопросом остается - кто именно начал перестрелку. В декабре прошлого года парламентская комиссии России пришла к выводу, что террористы взорвали бомбу в здании школы, тем самым вынудив силы безопасности на это отреагировать.

Однако комитет матерей Беслана утверждает, что войска открыли огонь первыми. В июле комитет получил до сих пор неизвестную видеозапись этого инцидента, которая, кажется, поддерживает эту версию событий.

Times также цитирует Сузанну Дудиеву, председателя комитета матерей Беслана, которая говорит, что она и другие родители, потерявшие детей, очень сожалеют, что не попытались ворваться в школу как только она была захвачена: "Может быть, в таком случае кто-нибудь и погиб, но, может быть, тогда у детей был бы шанс убежать. Как минимум, им не пришлось бы так долго страдать".

Газпром: государство в государстве

Газета Independent публикует весьма пространный обзор, посвященный Газпрому.

Газпром - это и есть Кремль

Independent

Как пишет газета, штаб-квартира Газпрома в Москве создает впечатление чего-то могущественного. Самая крупная в мире компания в сфере добычи и продажи природного газа, компания, которая вынудила трепетать всю Европу, отключив трубопроводы в Украину и Беларусь, обзавелась охраной не хуже чем в Кремле.

И не случайно, продолжает Independent: "Газпром - это и есть Кремль". Газпром часто называют государством в государстве. На практике - это мать всех государств в государстве. А также отец и няня.

На Газпром работают 340 000 человек. В таких городах как Новый Уренгой, Газпром не только предоставляет своим работникам жилье, но и платит за больницы, школы, библиотеки и детские сады.

Но Газпром, продолжает Independent, это не просто компания, поставляющая четверть природного газа на рынки Европы. В 2005 году компания эта купила "Сибнефть" у Романа Абрамовича и вышла на нефтяной рынок.

Газпром поглотил российские телеканалы, газеты, футбольную команду и третий по величине российский банк.

Газпрому принадлежит страховая компания и авиалиния. Газпром строит дороги. У него есть санатории на Черном море. Газпром собирается построить небоскреб в Петербурге. А кроме того, у него теперь есть свои собственные вооруженные силы.

Щупальца Газпрома проникли далеко за пределы России благодаря инвестициям в энергетический сектор во многих странах - от Германии до Беларуси. Газпром пытается сейчас проникнуть на американский рынок через Тринидад и Тобаго.

Но, пишет газета, Газпром - это своего рода мутант, так как он не следует ни бизнес-логике, ни логике политической. Это, скорее, своего рода смесь бизнес-империи и президентской администрации.

При этом иностранным партнерам работать с Газпромом сложно, так как это не традиционная газовая монополия. Компания эта не может просто назначить какие ей угодно цены, и она также не в состоянии принимать стратегические решения. Инвестиционная программа Газпрома меняется по нескольку раз в год, пишет Independent.

Последняя мода в Москве - добиться того, чтобы Россию заметили на международной арене, пишет газета. И Газпром был избран инструментом этой политики.

Газета напоминает, как в январе 2006 года Газпром отключил поставки газа в Украину. И хотя Кремль и заявил, что от этого не пострадают клиенты в Европе, Франция, Италия, Польша, Австрия, Венгрия, Словакия и Румыния заметили временные перепады с поставками.

Странным образом Германия, которая получает 40% своего газа из России, никак не пострадала, а бывший канцлер Германии, Герхард Шредер стал председателем концерна, который строит трубопровод из Росси в Германию по дну Балтийского моря.

Западные правительства теперь все больше и больше озабочены вопросом - насколько надежным поставщиком энергоносителей можно считать Россию.

Independent считает, что на самом деле все не так уж и страшно. "Газпром в каком-то смысле, - пишет Independent, - является примером всей российской экономики".

С тех пор как Владимир Путин пришел к власти в 2000 году, все больше и больше российских компаний попадают под контроль государства. В долгосрочной перспективе это приведет к созданию весьма неэффективной экономики из-за смешения интересов бизнеса с интересами политическими. Директора компании в таком случае будут всегда соглашаться с политиками.

Более того, из-за неэффективного использования ресурсов и хронической нехватки инвестиций добыча газа Газпромом падает - как раз в тот момент, когда резко растет внутренний спрос на природный газ. Газпром уже обращается к Туркменистану в попытке заручиться достаточными ресурсами газа.

В то же самое время компания субсидирует российских потребителей, что в свою очередь означает, что на внутреннем рынке Газпром не получает доходов. Тут, пишет газета, возникает вопрос: кого именно накажет Газпром в будущем, когда ему придется обеспечить поставками газа своих единственных доходных клиентов - страны Запада?

В преддверии выборов в Думу и президентских выборов в России не может быть и речи о том, что Газпром прекратит поставки на внутреннем рынке. Из чего следует, пишет газета, что кран будет отключен для транзитных стран - например, Украины и Беларуси. А Европейский Союз тем временем пытается найти новые источники энергоносителей с тем, чтобы уменьшить свою зависимость от России, пишет газета Independent.

Газпром: чего боится Европа

Европа никак не может решить, чего она боится больше - слишком большой зависимости от российского газа или же нехватки этого же газа?

Financial Times

Газета Financial Times тоже публикует пространный анализ Газпрома с точки зрения его европейских клиентов.

"Европа никак не может решить, чего она боится больше - слишком большой зависимости от российского газа или же нехватки этого же газа?", - пишет газета.

Более трети природного газа поступает в Европу из России. Да, конечно, пишет газета, тут речь идет о взаимозависимости. Для России эти поставки - важнейший источник твердой валюты.

Более того, все основные трубопроводы ведут из России в Европу, и даже если бы Москва захотела продавать больше газа и нефти, скажем, Китаю, то на строительство новых трубопроводов уйдут годы.

Тем не менее, Европа вполне естественно обеспокоена. Президентские выборы в России могут привести к очередному переделу власти - и собственности в России. Кремль контролирует Газпром - или наоборот.

Политическая нестабильность может быть одной из причин, почему за последние 10 лет было вложено столь мало средств на развитие новых газовых месторождений.

Другой причиной может быть все больший контроль Кремля. Вместо того, чтобы приветствовать западные технологии и капиталы, Газпром выдавил западные компании из таких проектов как Сахалин-2 и Ковыкта.

Добыча газа самим Газпромом не увеличивается вот уже несколько лет, продолжает газета, как раз в тот момент, когда резко повышается внутренний спрос на газ.

Европейский Союз, видимо, нашел выход из создавшегося положения - взаимность. Газпром получит право покупать европейские компании в том случае, если Европе и ее компаниям будет открыт доступ к энергетической инфраструктуре России.

Проблема состоит в том, что слово "взаимность" означает разные вещи в Москве и Брюсселе. Европа хочет создать единое юридическое инвестиционное пространство. Кремль хочет просто обмена авуарами.

На самом деле, пишет Financial Times, никто не может запретить Газпрому инвестировать свои капиталы в Европе. Но Газпром можно заставить вести себя так, как подобает любой другой европейской и западной компании.

Да, европейцы вправе спросить, понимает ли Газпром принципы рыночной экономики. Но у ЕС уже есть способы заставить любую компанию играть по правилам.

В марте лидеры ЕС обратились к комиссару Евросоюза по вопросам рыночной конкуренции с просьбой рассмотреть деятельность Газпрома. После того как Владимир Путин на это пожаловался, канцлер Германии Ангела Меркель якобы сказала, что Газпром должен гордиться тем, что к нему относятся так же как и к компани Microsoft, пишет Financial Times.

Небоскреб Газпрома

Газета Guardian пишет, что Петербург может исчезнуть из списка объектов мирового наследия ЮНЕСКО в том случае, если Газпрому удастся построить свой 300-метровый небоскреб в этом городе. Газпром собирается возвести здание из стали и стекла в двух шагах от Смольного собора.

Guardian цитирует заместителя генерального директора ЮНЕСКО Марсио Барбоса, который сказал, что Россия должна предоставить подробный доклад об этом проекте к 1 февраля 2008 года, так как в противном случае могут иметь место определенные последствия.

По словам Барбоса, это эквивалент желтой карточки в футболе. Если ничего не изменится, ЮНЕСКО может поместить Петербург в список объектов, находящихся под угрозой исчезновения. Строительные работы над небоскребом Газпрома пока еще не начались, пишет Guardian.

В Германии хотят построить пирамиду

Independent сообщает, что некие германские бизнесмены собираются построить в восточной части страны пирамиду, которая будет на 30 метров выше пирамиды Хеопса.

Пирамида будет возведена неподалеку от местечка Дессау и будет состоять из миллионов кубов цемента, в каждом из которых будет захоронен бренный прах умерших. Другими словами, речь идет о строительстве самого большого кладбища в мире. Цена захоронения в пирамиде будет от 200 до 700 евро.

Как пишет газета, многие считали эту идею просто бредовой, но организаторы уже получили 89 000 евро от местных властей на развитие проекта.

Пирамида будет состоять из блоков в один кубический метр. В каждом блоке будет покоиться урна, а снаружи будет надпись, кто именно тут похоронен.

Идея германской пирамиды вызывает мало энтузиазма у местных жителей, которые говорят, что не хотят жить рядом с самым большим в мире кладбищем.

Обзор подготовил Борис Максимов, Русская служба Би-би-си

bbc.co.uk

Предыдущая статьяВывод войск из Басры - "не поражение"
Следующая статьяИнформация о визите Буша в Ирак держалась в строжайшем секрете