CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Казахстан в послевыборный период

24 сентября 2007

Казахстан в послевыборный период

24 сентября 2007, ia-centr.ru

Наталья Харитонова

Победа на досрочных парламентских выборах с громадным отрывом от конкурентов не означает, что партия «Нур Отан» и новый состав депутатского корпуса могут почивать на лаврах. Однопартийный парламент должен «вписаться» в заданный руководством РК вектор политического и экономического развития страны.

Нурсултан Назарбаев, как глава государства и лидер правящей партии формулирует стратегические цели развития страны, в частности вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Это - глобальная цель экономической стратегии Казахстана. А по какому пути будет идти дальнейшая эволюция политической системы? Какую роль в этом сложном процессе будет играть Парламент РК?

Одним из ключевых положений политической реформы, давшей старт досрочным парламентским выборам, было расширение прав Мажилиса при формировании правительства. Именно это направление деятельности законодателей должно было стать первой пробой сил и возможностей парламентариев нового созыва. Однако "точечное" перестроение кабинета пока не позволяет говорить о сколько-нибудь значительном участии мажилисменов в этом процессе.

Напомним, что два члена старого кабинета попали в состав Мажилиса Парламента РК - вице-премьер Аслан Мусин и министр труда и социальной защиты населения Гульжана Карагусова. Хотя в партийный список «Нур Отана», зарегистрированный в Центризбиркоме, были включены также министр юстиции Загипа Балиева и министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев. Примечательно, что трое глав местных администраций, входивших в партийный список правящей партии, в парламент так и не попали. Очевидно, что выбор Нурсултана Назарбаева направлен на реальное усиление руководящего звена парламентских структур и тот же Алан Мусин, став спикером Мажилиса должен придать этой должности дополнительный вес.

Допустим, что в ближайшем будущем парлпмент все же обретет определенное влияние на кадровую ротацию в правительстве. В какой степени назначение и политика новых министров будут зависеть от позиции депутатского корпуса? Пока, в незначительной. Намечены только основные контуры новых отношений между исполнительной и законодательной властью. Рассчитывать на быстрый переход к расширенным полномочиям парламента вряд ли возможно. Депутаты будут реализовывать свои конституционные права с явной оглядкой на мнение Президента и его окружения. С учетом темпов проведения политической реформы это абсолютно ожидаемая ситуация на ближайшее будущее. Однако, по мере того как парламентарии освоятся в своей новой роли, ситуация может кардинально измениться.

На данный момент, все кадровые перестановки будут направлены на завершение формирования новой системы сдержек и противовесов, и роль Мажилиса в этом процессе будет существенной, но далеко не решающей. В дальнейшем деятельность ключевых министров будет находиться под пристальным вниманием со стороны мажилисменов и представители исполнительной власти уже не смогут действовать, руководствуясь только лишь мнением Ак Орды. Элементарные соображения политической целесообразности и собственного имиджа будут побуждать депутатов «поправлять» членов кабинета министров без постоянной оглядки на первых лиц.

Сходным образом можно оценить потенциальную роль нового депутатского корпуса и в развитии процессов экономической модернизации страны. Проверкой на прочность для Мажилиса может стать борьба с все усиливающимся кризисом финансовой системы республики, на фоне надвигающегося краха ипотечного рынка в США.

Скорее всего, власти страны при поддержке депутатского корпуса будут стремиться сделать все сферы экономической деятельности более транспарентными и управляемыми. Об этом свидетельствует усиление контроля за деятельностью созданных в прошлом году государственных холдингов АО «Самрук» и ФУР «Казына», управляющих государственными активами.

В социальной сфере можно ожидать появления новых «партнерских» программ. Предвыборная платформа партии «Нур Отан» почти целиком состояла из инициатив, подобранных по принципу: «что получит каждый казахстанец». Правящая партия и правительство будут стремиться показать, что даже при отсутствии оппозиции в законодательном органе, и, соответственно, ее представителей в правительстве, государство способно защищать интересы той части населения, которая составляет протестный электорат и не получила за время реформ достаточно социальных преференций.

Расширение роли парламента в политической жизни страны неотделимо от постепенной эволюции самой партии власти. Выборы 2007 года были выиграны, в значительной степени, за счет старого багажа - личной популярности главы партии, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В дальнейшем необходимо превратить «Нур Отан» из эффективного инструмента для сбора голосов на выборах разных уровней в партию «нового типа», способную динамично реагировать на вызовы времени.

Многие эксперты полагают, что отсутствие оппозиции в парламенте будет компенсировано формированием «фракций» внутри «Нур Отан». Однако подобный вариант развития событий представляется не слишком реальным. Имитация конкурентной борьбы - бессмысленна, а негативный опыт создания «семейной оппозиции» надолго отбил у властей РК желание заниматься «альтернативным» партстроительством.

На данный момент, включение в руководящий состав партии политиков с высоким уровнем креативного потенциала, таких как Кайрат Келимбетов и Имангали Тасмагамбетов, свидетельствует о твердом намерении Президента РК избавить «Нур Отан» от ярлыка «партии безликих бюрократов» через направленную кадровую политику. Вполне ожидаемо активное привлечение в партийные ряды молодежи, прежде всего, выпускников программы «Болашак».

Однако реформа высшего партийного звена - только начало обновления. Региональные отделения партии живут своей собственной жизнью, находясь в сильной зависимости от интересов «региональных баронов». Картина схожая с российскими реалиями. Переход к выборам по пропорциональной системе должен постепенно решить проблему неэффективного взаимодействия «центр-регионы», но процесс «перенастройки» местных партийных ячеек может занять куда больше времени, чем это предполагают реформаторы из Ак Орды.

Таким образом, победа на парламентских выборах партии власти и формирование однопартийного Мажилиса могут стать серьезной проверкой на прочность нового курса Нурсултана Назарбаева, направленного на переход от успешных экономических преобразований к реформированию политической системы. В какой степени новый законодательный корпус готов к расширению собственных полномочий? Способна ли партия власти к глубокой внутренней перестройке? Способствует ли расширение полномочий Мажилиса формированию новой системы сдержек и противовесов? Российская политическая элита с повышенным вниманием следит за развитием ситуации в Казахстане, поскольку сталкивается со схожими проблемами. Oтветы на эти вопросы даст только время.

ia-centr.ru

Предыдущая статьяОбщенациональная база силы кыргызского государства
Следующая статьяЭкономическая война между Америкой и исламскими организациями