Турция отметила День республики
2 ноября 2007г. ? 42 (770), Деловая Неделя, Казахстан
Кайрат ТЮЛЕГЕНОВ
ударами по курдам
Напряжение между Турцией и Ираком нарастает с каждым днем. После провала переговоров в Анкаре, когда турецкие власти сочли «недостаточными и расплывчатыми» предложения иракской правительственной делегации по урегулированию ситуации в приграничной территории, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган пригрозил начать военную операцию в ближайшее время. Кроме того, Турция заморозила процесс ратификации подписанного с Ираком в сентябре соглашения о совместном противодействии терроризму. В ответ власти иракского Курдистана заявили, что любое вторжение турецкой армии будет расценено как война. Тем временем в турецко-курдский конфликт вмешались Иран и Сирия, выступающие против США.
В минувшее воскресенье Турция отметила 84-летие провозглашения своей республики. Основные торжества прошли в столице Турции. В военном параде в Анкаре приняли участие президент страны Абдулла Гюль и начальник генштаба турецких ВС Яшар Бююканыт. По окончании парада они вместе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом возложили цветы к мавзолею Ататюрка. Праздничные демонстрации прошли в этот день по всей Турции. Однако в отличие от предыдущих лет к традиционным лозунгам во славу нации и ее отца добавились лозунги в поддержку армии и скорейшего начала операции против курдских сепаратистов в иракском Курдистане.
Между тем в прошедшие выходные продолжились бои курдских боевиков с турецкой армией. Правда, пока Турция действует только на своей территории, а около 100-150 тысяч военных, расположенных в приграничных районах с Ираком, ждут приказа о начале спецоперации, разрешение на которую дал турецкий парламент 17 октября. Напомним, что тогда меджлис 507 голосами «за» и 19 «против» одобрил правительственный законопроект, разрешающий турецкой армии в любой момент в течение года провести полномасштабную военную операцию по уничтожению лагерей РПК в Северном Ираке. В минувшее воскресенье боевые действия развернулись в Восточной Турции. Там шла военная операция турецкой армии в составе 8 тысяч солдат против боевиков из Рабочей партии Курдистана. В ходе операции погиб турецкий солдат, подорвавшись на мине, заложенной курдскими повстанцами. Правительственные войска убили 20 боевиков.
Впрочем, несмотря на то что бесконечные операции курдских боевиков на территории Турции серьезно подрывают позиции премьер-министра страны Реджепа Эрдогана и дестабилизируют Турцию, Анкара не спешит начинать вторжение в иракский Курдистан по крайней мере до следующей недели. Сейчас все стороны конфликта, как и две недели назад, призывают к переговорам. Президент иракского Курдистана Масуд Барзани в интервью телеканалу AL-Jazeera заявил, что «курды настроены мирно по отношению к Турции, у них нет никаких агрессивных намерений». Правда, если спецоперация начнется, то курды «будут защищать свою землю с оружием в руках». Барзани считает, что цель Анкары - совсем не курдские повстанцы: «Почему именно сейчас Анкара решила предпринять масштабную военную операцию против Курдской рабочей партии? Почему, чтобы расправиться с ней, потребовалось ждать 23 года?». Для скорейшего разрешения этого вопроса Барзани предложил провести переговоры между Турцией и самим Курдистаном без посредничества Ирака или кого бы то ни было еще. Но маловероятно, что Анкара на это пойдет, ведь это едва ли не признание независимости иракского Курдистана. С таким призывом глава иракского Курдистана выступил после провала переговоров между Багдадом и Анкарой. Иракские власти объяснили Турции, что выдать руководителей КРП они никак не могут, потому что для этого их надо хотя бы поймать. «Турецкие власти хотят, чтобы иракское правительство передало им лидеров или ключевых людей Рабочей партии Курдистана. Но они же не находятся у нас в подчинении. Они там, в горах, они вооружены, и единственный способ их поймать - это пойти и найти их», - недоумевал в интервью телеканалу BBC министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари, также являющийся курдом по национальности. Он предостерегает Турцию, что такая военная спецоперация может повлечь «гибельные последствия» для стабильности в обеих странах и отрицательно повлиять на обстановку во всем регионе. «Иракские войска не стоят между турецкой армией и курдскими боевиками. Последние находятся в прямом контакте друг с другом. Если бы Турция хотела просто перейти границу и уничтожить базы, то давно бы уже это сделала. Она могла бы, например, разбомбить эти базы. Но Анкара говорит о долгосрочном военном вторжении», - указал Зибари. Он полагает, что Турция претендует на большее, нежели уничтожение баз повстанцев. В ответ на заявления представителей Ирака турецкая сторона заявила, что требуются более решительные действия, чем предлагает Ирак. «Наша цель - это террористическая организация и террористы, а не территория и народ Ирака», - заверил глава МИДа Турции Али Бабаджан.
В этой тупиковой ситуации урегулированием поспешили заняться два мощных региональных игрока - Иран и Сирия. Дело в том, что большие курдские диаспоры компактно проживают на территории четырех государств - Турции (14-15 млн), Ирака (4-6 млн), Сирии (1-2 млн) и Ирана (4,8-6,6 млн). А хотя бы какую-то «государственность» курды получили из рук США лишь в Ираке. Турция ведет с этими соседями активные консультации, пытаясь заручиться поддержкой. Глава МИДа Турции Али Бабаджан рано утром в прошлое воскресенье прибыл в Тегеран, чтобы «сверить часы». Бабаджан дал понять региональному партнеру, что Турция может применить силу, исходя из необходимости: военная операция «остается на повестке дня». И поблагодарил ИРИ за сотрудничество в борьбе с Курдской рабочей партией. Его иранский коллега Манучехр Моттаки, в свою очередь, обвинил Израиль и США в поддержке терроризма в регионе. С чем турецкая сторона не согласилась. Моттаки сказал, что есть «много способов» добиться победы над КРП. «Надеемся, что наше сотрудничество позволит в итоге решить этот вопрос», - намекнул он. Президент Турции Абдулла Гюль тем временем позвонил иранскому коллеге Махмуду Ахмадинежаду. Они приняли совместное коммюнике: «Главы Ирана и Турции уверены в том, что оккупационные силы в Ираке, руководствуясь двойными стандартами, поддерживают террористов в этой стране». Но, как сообщают местные СМИ, Ахмадинежад не оказал поддержки Гюлю в его «священной борьбе» с курдами.
Глава МИДа Ирана Манучехр Моттаки также встретился с сирийским коллегой Валидом Муаллемом в Дамаске. Напомним, в выходные Сирия поддержала Турцию в борьбе против КРП. А в понедельник главы внешнеполитических ведомств двух стран сделали совместное заявление: бороться с курдскими сепаратистами на севере Ирака нужно. «Иран осуждает использование террористами северных районов Ирака для нападений на соседние государства и борется с терроризмом в различных точках», - сообщил Моттаки. А Муаллем заверил, что согласен с этим. Напомним, что Тегеран осудил сепаратистов и поддержал борьбу против КРП, но нигде не сказано, что вооруженную. К вечеру понедельника и Сирия уточнила позицию - она за мирное решение курдского вопроса. Кстати, Ирак тоже предпринимает шаги, чтобы защититься от вторжения. Премьер Ирака Нури аль-Малики тоже побеседовал с президентом ИРИ Ахмадинежадом. Они сошлись во мнениях, что мирный выход из ситуации вполне возможен.
Как бы то ни было, несмотря на то что сейчас на границе Турции и Ирака дислоцирована многотысячная армия, которой отдан приказ открывать огонь на поражение по лицам, без разрешения проникающим в запретные зоны, по заявлению главы турецкого генштаба Яшара Бююканыта, «страна повременит с вторжением до 5 ноября, до встречи премьера Эрдогана с президентом США Джорджем Бушем».
Накануне визита создается соответствующий настрой. Анкара возмущена Кондолизой Райс, сообщил канал NTV. Госсекретарь совершила непростительную ошибку: выступая перед депутатами конгресса, она назвала Северный Ирак «Курдистаном». Это слово категорически противно Анкаре - ведь создается впечатление о признании независимости Курдистана, а КРП ведет 30-летнюю вооруженную борьбу за счастье стать гражданами независимой страны с таким названием, но уже на турецкой территории. Это не первая «выходка» Райс: в прошлом месяце она уже упоминала «границу Турции и регион Курдистан», что вызвало резкие протесты Турции. Правда, Вашингтон предпринял и протурецкие шаги: на минувшей неделе авторы резолюции по геноциду армян обратились с просьбой к конгрессменам не заниматься этим вопросом, оскорбительным для Анкары, до лучших времен.
Но, скорее всего, этого мало. Чтобы предотвратить вторжение в Северный Ирак, США должны предложить Турции нечто такое, что заставит их отказаться от заранее намеченных планов. Это может быть, как вариант, введение сил коалиции в район деятельности КРП. Если, действительно, Анкару интересует только усмирение сепаратистов, то она может согласиться на такой вариант. Если в ее замыслах нечто большее, то такое предложение не устроит. США в очень сложной ситуации. Они не могут терять Ирак, на который было потрачено столько сил в течение последних 4,5 лет. США взрастили независимый и квазистабильный иракский Курдистан, вложили немало в нефтяную инфраструктуру, вооружили и подготовили армию этой формально иракской провинции. Но и с Турцией ссориться нельзя: в НАТО сцепляться не принято. Тем более что другой военной базы, подобной турецкой Incirlik, в регионе у Америки просто нет.