Тегеран снимает блокаду с Армении
2 ноября 2007г. ? 42 (770), Деловая Неделя, Казахстан
Юрий СИГОВ, Вашингтон
Иранское руководство готово помогать Еревану, если тот согласится стать проводником иранских политических и экономических интересов в Закавказье
Как и предсказывали ведущие американские политологи, чем сильнее Вашингтон будет давить на Иран и пытаться лишить его международной поддержки, тем сильнее и активнее Тегеран станет искать себе новых союзников и сторонников своей политики. И хотя еще совсем недавно Ереван в таком списке «друзей Тегерана» занимал далеко не первые позиции, в последнее время ситуация существенным образом изменилась. Теперь все чаще именно Иран и Армения заявляют о своей дружбе, лидеры двух стран все чаще встречаются, и экономические и деловые структуры этих государств заключают все больше соглашений и договоров об осуществлении новых масштабных проектов.
«Мы все в Ереване обсудили!»
Еще одним свидетельством подобного укрепления двусторонних отношений между Ираном и Арменией стал визит - первый за всю историю - иранского президента Ахмадинежада в Ереван. Надо сказать, что визит этот в течение нынешнего года неоднократно откладывался и переносился, и в том, что он в конце концов состоялся, есть своя символика и важная политическая подоплека.
Как известно, еще в марте нынешнего года в торжественной обстановке был открыт газопровод, по которому иранский газ теперь поступает в Армению. Тогда на церемонии пуска газопровода присутствовали оба президента - Роберт Кочарян и Махмуд Ахмадинежад, а Армения тем самым получила очень важный источник энергии с учетом того, что эта республика уже многие годы фактически находится в экономической и энергетической блокаде. Ни Турция, ни тем более Азербайджан не дают Армении полноценно развивать свои экономические связи с соседями и получать столь необходимые армянской промышленности энергоносители. В этой ситуации фактически Иран дает шанс Армении элементарно выживать, и помимо энергетических ресурсов Ирана пользоваться также его транспортными коридорами, которые ведут до берегов Персидского залива.
Ведь на сегодня Армения из-за сухопутной блокады имеет возможность получать товары из-за рубежа никак иначе, кроме как путем воздушного сообщения. Теперь же Иран при личном лоббировании этой идеи президентом Ахмадинежадом дает возможность грузовикам, идущим из Армении, проезжать через иранскую территорию и к портам Каспийского моря (Энзели - бывший Пехлеви), и к портам Персидского залива, таким как Бендер Аббас. Интересно, что в середине нынешнего года аналогичное транспортное соглашение было подписано в Баку между президентами Ирана и Азербайджана, по которому азербайджанские грузовики и автобусы смогут беспрепятственно с территории Азербайджана попадать на территорию анклавно расположенной Нахичеванской автономной области, отрезанной от основной части Азербайджана землями, оккупированными армянскими силами.
Разумеется, «добрым дядей» для Армении Иран стал не просто из филантропических соображений, а из-за необходимости искать себе союзников и партнеров в этом регионе на случай обострения отношений между США и Ираном. Как заявил после визита в Ереван президент Ирана Ахмадинежад, «мы с армянским лидером все вопросы обсудили, и он поддерживает наше право на мирное использование атома».
Что означает фраза «поддержка Армении» в этой ситуации, ясно хотя бы потому, что Ереван дал гарантии Тегерану не предоставлять свою территорию ни в каком виде войскам Соединенных Штатов на случай, если им понадобится наносить удары по иранской территории именно с армянского направления.
К тому же не будем забывать о том, что на территории Армении находится крупнейшая российская военная база в Закавказье (город Гюмри - бывший Ленинакан), и даже без каких-либо гарантий Еревана наверняка и российская сторона не особо даст разгуляться в Армении американцам на случай обострения отношений между Тегераном и Вашингтоном.
Армения - центр иранских интересов в Закавказье
Трудно поверить в то, что Иран будет проявлять столь большой интерес к христианской Армении в то время, как его объединяют куда более тесные связи - и родственные, и религиозные - с соседним Азербайджаном. Тем не менее, Тегеран давно уже наравне с Турцией озвучивал свой интерес к региональному лидерству в зоне Закавказья и Каспийского моря, и пока страны Центральной Азии, Азербайджан и Россия этому стремлению каждый по-своему препятствуют, Тегеран решил укреплять свои связи с «союзником поневоле»- Арменией.
Армении подобное сотрудничество также выгодно, поскольку у Еревана в последнее время наметилось серьезное охлаждение в отношениях с Соединенными Штатами, и в качестве компенсации от Ирана Армения может получить на нынешнем этапе не только наличие самих важных транспортных коридоров к Каспийскому морю и Персидскому заливу, но и за счет иранцев сэкономить вполне приличные деньги.
К примеру, использование их для получения необходимых товаров через территорию Грузии (порты Батуми и Поти) дает Еревану экономию почти 60% стоимости. А если еще Армения и Иран договорятся о строительстве прямой железнодорожной ветки между двумя странами (такой вопрос уже был обсужден двумя президентами во время визита Ахмадинежада в Ереван), то Армения фактически полностью прорвет существовавшую долгие годы экономическую блокаду.
Правда, об этом прекрасно осведомлены в Баку и вряд ли допустят то, чтобы Армения укрепляла свой экономический потенциал, оставаясь при этом на территории Нагорного Карабаха и целого ряда районов Азербайджана, которые были захвачены во время войны 1992-1994 гг. Поэтому все сильнее в Азербайджане слышатся призывы военной силой как можно быстрее решить территориальную проблему и не дать Армении нарастить свой экономический и военный потенциал.
Намечается также расширить уже построенный газопровод между Арменией и Ираном, по берегам пограничной реки Аракс намечается совместными усилиями построить две электростанции (правда, одна из них может быть возведена на территориях, которые Азербайджан считает оккупированными, но Иран уже дал понять, что раз Армения и Азербайджан до сих пор не решили свои проблемы, то Тегеран ждать не будет и приступит к финансированию проекта сооружения ГЭС вне зависимости от того, кому эта земля по закону принадлежит). Также планируется проложить нефтепровод из столицы иранского Азербайджана Тебриза в Армению (что гарантированно станет еще одним источником взаимного раздражения между Баку и Тегераном, но вряд ли что-то в этом плане Азербайджан сможет реально сделать) плюс построить на территории Армении нефтеперерабатывающий завод.
На нем будет перерабатываться иранская нефть, а затем полученные нефтепродукты будут транспортироваться и в Армению, и в Иран. Общий объем двустороннего сотрудничества уже составляет 1 млрд. долларов, и оба президента - и Кочарян, и Ахмадинежад (которые, кстати сказать, встречались в этом году уже трижды) считают, что эта цифра - далеко не предел.
По сообщениям армянских СМИ, во время визита в Ереван президента Ирана Ахмадинежада сопровождали помимо вице - президента страны Давуди и министра нефтяной промышленности Нозари также министр обороны Мостафа Наджар. Это еще раз свидетельствует о том, что Тегеран готов при известной доле доверия установить контакты с Арменией и в сфере сотрудничества вооруженных сил.
У Баку времени остается все меньше и меньше
Не прошел незамеченным этот важный аспект и в Азербайджане. Там прекрасно понимают, что установление транзитного автомобильного - а в перспективе и железнодорожного - сообщения между Арменией и Ираном даст возможность Армении не просто выйти из блокады, но и постепенно улучшить свое крайне тяжелое экономическое положение. Не секрет, что почти 80% сегодняшних экономических и промышленных мощностей в Армении в той или иной степени принадлежит российскому капиталу, причем Ереван вынужден отдавать акции своих предприятий российским структурам за государственные долги республики.
Если же помимо России той же Армении станет столь активно помогать еще и Иран, то у Еревана будут очень даже неплохие шансы не допустить пересмотра существующих ныне границ между Азербайджаном и Арменией даже при условии военного превосходства со стороны Азербайджана.
А если Иран еще договорится помогать Армении военным снаряжением или, что еще важнее для Еревана - выступит с политическим заявлением о недопустимости силового решения карабахской проблемы, то Азербайджану действительно придется крайне сложно добиться поставленной цели по возвращению своих земель, утерянных в результате войны в начале 90-х годов.
Иранцы также недвусмысленно дают понять, что стоит только ситуации в армяно-азербайджанских отношениях резко обостриться, как Иран просто «перекроет кислород» Нахичеванской автономии и не даст ей нормально существовать (хотя помимо обширной границы с Ираном у Нахичевани есть еще 10-километровая граница с Турцией, через которую еще в 1991 году республика получила многие товары и продовольствие в условиях армянской блокады).
Понимают в Баку и те резоны, по которым Иран идет на сотрудничество с Арменией, создавая Азербайджану серьезные политические и стратегические трудности в регионе. Как известно, Азербайджан уже неоднократно заявлял о своей дружбе и тесном сотрудничестве - особенно в энергетической сфере - с Соединенными Штатами. И хотя официально Баку уже также не раз публично открещивался от поддержки США в случае проведения военной операции американской армией против Ирана, тем не менее, Азербайджан в глазах иранского руководства остается «американским приспешником» (хотя Ахмадинежад вслух так никогда и не скажет, но то, что так подумает - сомнений нет), а вот Армения - партнер понадежнее, да к тому же - хороший противовес Азербайджану в регионе. Именно поэтому сейчас важен для поддержания стабильности в Закавказье не только сам факт сближения Армении и Ирана, но и то, что принесет оно всем ближайшим соседям этих государств, в том числе - странам Центральной Азии. Ведь Иран выходит на Каспийское море, которое до сих пор так и не поделено, армянские товары теперь смогут беспрепятственно попадать на рынки тех же государств Центральной Азии (что хорошо для Армении), но что будет крайне раздражать Баку.
С учетом того, что Азербайджан в последнее время очень сильно укрепил свои связи и с Казахстаном, и с Туркменистаном, и с Таджикистаном, есть большая вероятность того, что Баку еще активнее станет одновременно и подталкивать процесс дипломатического обсуждения (а точнее - решения) нагорно-карабахского конфликта, и готовиться (прежде всего - экономически, но также и морально) к проведению масштабной военной операции в регионе.
Да, многие аналитики и специалисты говорят в один голос о том, что якобы никакой войны вокруг Карабаха в ближайшее время не будет, потому что в этом районе проложен нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, да еще чуть ли не десяток стран при участии США и Евросоюза готовы проложить параллельно нефтепроводу еще и газопровод Nabucco из Центральной Азии на рынки европейских государств.
Но, как показывает практика, когда речь идет о возвращении оккупированных земель, всякие международные расчеты, да тем более сделанные за тридевять земель от самого Закавказского региона, могут оказаться полностью несостоятельными. И тогда нынешнее ирано-армянское сотрудничество может пройти очень серьезную проверку на прочность - и не только в плане надежности и стабильности шоссейных и железнодорожных перевозок.