Астана станет председателем ОБСЕ с помощью Вашингтона
2 ноября 2007г. ? 42 (770), Деловая Неделя, Казахстан
Юрий СИГОВ, Вашингтон
Соединенные Штаты решили проверить, насколько Казахстан соблюдает права человека, и высказать свое мнение по поводу председательства республики в ОБСЕ в 2009 году
Несмотря на чуть подзатихшие летом дебаты по поводу того, кто станет председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на 2009 год, к рассмотрению этого вопроса решили недавно вернуться вовсе не в штаб-квартире ОБСЕ в Вене и не в центральных органах Евросоюза, а в столице Соединенных Штатов Вашингтоне.
Американцам не впервые высказывать свое мнение по поводу разного рода политических событий, которые их если и затрагивают, то лишь опосредованно. Между тем экономическая и политическая мощь США в мире настолько весома, что любое решение, принимаемое тем же конгрессом или Белым домом, почти всегда находит свое отражение на окончательном принятии решений как европейскими, так и другими международными структурами.
«Если у вас все на самом деле хорошо, то мы хотели бы в этом убедиться»
Именно этим стремлением «во всем глобально разобраться» и были вызваны слушания в конгрессе Соединенных Штатов в рамках так называемой Хельсинкской комиссии по поводу предложенной кандидатуры Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году.
По большому счету, подобные слушания не несут никакой законодательной силы, а представляют из себя больше демократически обустроенные посиделки в солидном составе, на которые традиционно приглашаются не только высокопоставленные официальные лица, но и представители оппозиции тех стран, по которым проходят слушания, эксперты и специалисты, которые знают такую страну, что называется, из первых рук, и тех, для кого тот же Казахстан во главе ОБСЕ через два года - важная государственная задача, которую нужно обязательно выполнять.
В результате на Капитолийский холм был приглашен новый посол Казахстана в Соединенных Штатах Ерлан Идрисов, который призвал американских законодателей и администрацию Белого дома оказать поддержку заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ и назвал это председательство одной из важных задач внешней политики молодого независимого государства.
«Казахстан как надежный и верный партнер Соединенных Штатов вправе рассчитывать на взаимную помощь в том, что касается председательства в ОБСЕ», - заявил посол Казахстана в США.
После казахского посла выступили Роберт Херман, руководитель программ так называемого Freedom House, неправительственной организации, занимающейся мониторингом соблюдения прав человека по всему миру, и Меркель, бывший сотрудник Совета по национальной безопасности Соединенных Штатов, который в свою бытность работы в Белом доме как раз и отвечал за страны Центральной Азии.
Если господин Меркель, который пока работал в команде Буша, всегда крайне позитивно был настроен в отношении Казахстана и очень дружил с бывшим казахским послом в США Канатом Саудабаевым, поддержал стремление Астаны стать председателем ОБСЕ через два года, то господин Херман, как, наверное, ему положено по статусу критика состояния с правами человека, высказался крайне скептически по поводу шансов Казахстана занять этот пост.
После завершения слушаний в конгрессе он заявил американским журналистам, что «хотел бы убедиться в том, что в Казахстане соблюдаются права человека», потому что та информация, которой он располагает, якобы не позволяет ему позитивно оценивать ситуацию, складывающуюся сегодня в республике.
Также не советовал избирать Казахстан в председатели ОБСЕ и Евгений Жовтис, как его представили - «один из видных членов оппозиции в республике». В то же время сопредседатель Хельсинкской комиссии Хастингс заявил, что на свете нет идеальных государств, которые соблюдают все международные нормы, а также подчеркнул, что председательский пост в ОБСЕ несет с собой очень большую ответственность, которая одновременно будет мотивировать страну-председателя к изменениям и подлинным сдвигам.
Символично, что буквально в это же время в Астане находилась постоянный представитель Соединенных Штатов при ОБСЕ Джули Финли, которая на встрече с госсекретарем Казахстана Канатом Саудабаевым заявила, что ее страна рассматривает кандидатуру Казахстана на пост председателя в ОБСЕ с «большим оптимизмом». При этом она выразила надежду на то, что на встрече министров иностранных дел стран ОБСЕ в Испании, которая состоится в конце ноября, заявка Казахстана будет рассмотрена положительно.
Высказалась в поддержку председательства Казахстана в ОБСЕ и Германия, которая в последнее время проявляет повышенное внимание к Казахстану, стремится увеличить объемы инвестиций и стать ведущим европейским плацдармом для Казахстана в плане развития сотрудничества с государствами Евросоюза.
Все решено?
Судя по тому, что Соединенные Штаты и ведущие европейские страны перешли от позиции «циничного выжидания» к заявлениям поддержки кандидатуры Казахстана в его стремлении заполучить пост председателя ОБСЕ, можно с определенной уверенностью сказать: шансы у Астаны добиться желаемого возросли, и если ничего непредвиденного не произойдет, то в 2009 году именно Казахстан и будет председательствовать в этой старейшей в Европе организации по безопасности и гуманитарному сотрудничеству.
Напомню, что еще год назад ситуация вокруг заявки Казахстана была крайне неясной, причем «воду мутили», как это частенько бывает, и Соединенные Штаты , и Великобритания. Причины, по которым Казахстану не говорили на самых верхах ни «да», ни «нет», весьма прозаичны. И в Вашингтоне, и в Лондоне считали, что чем дольше держать Астану на «политическом крючке», тем сговорчивее она будет по целому ряду важных международных вопросов, прежде всего - энергетических.
Постоянно напоминали Казахстану и о том, что в этой стране, по мнению западных экспертов, нет никакой демократии, не очень «прозрачно» якобы проходят выборы и существует еще масса помех, которые не дают возможности Казахстану уже сегодня причислять себя к группе развитых и демократически- адекватных государств. Однако за последнее время произошли важные события, которые заставили и США, и Великобританию серьезно задуматься над тем, что они выиграют или потеряют, если Казахстан станет председательствовать в ОБСЕ или, наоборот - окажется вновь в очереди на этот пост на последующие годы.
Прежде всего, реально никто другой на пост председателя ОБСЕ в 2009 году, кроме Казахстана, практически не претендует. Этот пост влечет за собой принятие действительно важных обязательств политического и гуманитарного характера плюс накладывает определенные финансовые расходы. Так вот, особо никто в Европе на данном этапе всем этим заниматься не рвется, так что серьезных соперников у Астаны для занятия этого поста не было. Затем стала муссироваться идея якобы «несвоевременности» подачи Казахстаном заявки на пост председателя ОБСЕ. Дескать, государство это еще молодое, надо ему набраться международного опыта, решить многие внутренние проблемы, привести свое законодательство в соответствие с теми нормами и правилами, которые требуются от стран ОБСЕ «просвещенной Европой».
Отвечая на подобные «предложения об ожидании, казахские руководители все время объясняли и американцам, и европейцам, что ничего идеального в государстве, которому всего 16 лет от роду, быть по определению не может. И если ждать, пока Казахстан станет или США, или Великобританией, так может пройти 200-300 лет.
Осознали те же Соединенные Штаты, глядя на примеры Ирака и Афганистана, что Казахстан - это все-таки не хаос, не война с голодными и беженцами, а вполне предсказуемое в поведении государство, которое к тому же находится в хороших отношениях и с Вашингтоном, и с Брюсселем. Так чего же его отталкивать, унижать «выжидательным недоверием» и другими типичными «бюрократическими трюками», которые ни вопроса по существу не решают, ни стабильности в работу ОБСЕ не привносят?
Важную роль сыграли и высказанные в последнее время казахскими чиновниками обещания не пересматривать нефтяные и газовые контракты, которые ранее были подписаны правительством Казахстана с западными компаниями. Ведь если Астана решила на самом деле пересматривать свою позицию по поводу разделения прибылей с той же итальянской компанией Eni, то испугаются работать на казахстанском рынке и другие крупные энергетические игроки, а это соответственно повлекло бы за собой варианты «наказания» Казахстана за подобную политику путем недопущения республики на пост председателя ОБСЕ.
А в том, что касается соблюдения прав человека в Казахстане, то и сам Евросоюз, и Соединенные Штаты вполне бы могли как раз использовать председательство республики в ОБСЕ для ускорения становления процесса и судебной реформы в стране, и реформирования целого пакета законодательных актов, и более активного участия того же парламента Казахстана в решении важных гуманитарных вопросов.
При этом без какого-то особого понукания весь процесс осуществления законодательных реформ и формирования системы мер безопасности не только в Казахстане, но и в целом в Центральной Азии, гарантированно пошел бы в республике куда быстрее именно при занятии поста председателя в ОБСЕ. Да и у тех же Брюсселя и Вашингтона в этом случае появилось бы куда больше рычагов для воздействия на внешнюю политику Астаны, особенно в отношениях с европейскими странами, а также соседями по Центральной Азии.
И хотя целый ряд правозащитных организаций в США выступает с большой настороженностью по поводу заявки Казахстана на пост председателя ОБСЕ, в Белом доме, а также в стенах конгресса, очевидно, решили все же не дразнить гусей и дать Астане то, за что она так долго боролась.
Но нет сомнений и в том, что Соединенные Штаты никогда и нигде ничего просто так не делают. И если сегодня они поддержали Казахстан в вопросе председательства в ОБСЕ, то завтра они вполне могут попросить Астану, а скорее всего - потребовать - сделать определенный и, скорее всего, существенный реверанс в свою сторону. А что именно это будет - «трубопроводный жест», более активное финансирование процесса восстановления экономики Афганистана или другие «ненавязчивые просьбы» - покажет уже самое ближайшее время.