CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

УЗБЕКИСТАН: КАРИМОВ САНКЦИОНИРОВАЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНЗИТ ГРУЗОВ ДЛЯ НУЖД АФГАНИСТАНА

9 апреля 2008

УЗБЕКИСТАН: КАРИМОВ САНКЦИОНИРОВАЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНЗИТ ГРУЗОВ ДЛЯ НУЖД АФГАНИСТАНА

09.IV.2008 EURASIANET

Возможно, наибольшим успехом, достигнутым в ходе бухарестского саммита НАТО, стала договоренность, не получившая должного освещения в прессе. В рамках этого шага Узбекистан согласился предоставить натовским силам транзитный коридор для поставки грузов в Афганистан. Однако, это решение Ташкента может таить в себе и некоторые проблемы для США.

В последние несколько месяцев Соединенные Штаты прилагали активные усилия, призванные наладить двусторонние отношения с Узбекистаном и добиться согласия Ташкента на создание транзитного коридора. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. По мысли натовских стратегов, железнодорожные перевозки смогут значительно облегчить решение задач материально-технического снабжения для нужд реконструкции и антитеррористических операций в Афганистане.

Итогом интенсивных дипломатических усилий стал пятидневный визит в Узбекистан исполняющей обязанности заместителя госсекретаря США по делам Центральной и Южной Азии Памелы Спратлен в период с 27 марта по 1 апреля, где у нее состоялись встречи с представителями высшего эшелона власти. Вся поездка была окутана завесой секретности. В пользу этого факта говорит и заявление, сделанное 1 апреля посольством США в Ташкенте, в котором весьма продолжительное пребывание Памелы Спратлен в Узбекистане было названо всего-навсего "полезным визитом".

Еще до начала работы саммита НАТО в Бухаресте 2-4 апреля Россия обозначила свое намерение оказать содействие в обеспечении транзитного коридора. Присутствовавший на консультациях 4 апреля президент Узбекистана Ислам Каримов также официально выступил в поддержку этого плана. Организация наземного коридора может придать дополнительный импульс деятельности по предоставлению помощи в процессе реконструкции Афганистана.

"Мы в Узбекистане отчетливо осознаем, что достижение мира и стабильности в Афганистане является основополагающим фактором безопасности", - отметил Каримов в своем выступлении перед собравшимися главами государств. Каримов также добавил, что процесс стабилизации в Афганистане открывает "большие возможности для решения жизненно важных проблем устойчивого социально-экономического развития всего центральноазиатского региона".

Каримов отметил, что Узбекистан дает добро на открытие транзитного коридора, узловым пунктом которого станет узбекский пограничный город Термез, главным образом движимый желанием обеспечить присутствие НАТО в Афганистане. В ходе подготовки к бухарестскому саммиту некоторые страны Североатлантического альянса заявляли о намерении рассмотреть вопрос о выводе своих контингентов из Афганистана, если не будет предпринято никаких шагов по их укреплению.

"Альтернативы этому нет, поскольку дальнейшее усиление противостояния : представляет собой серьезную опасность для глобальной безопасности и международной стабильности", - подчеркнул Каримов.

Американские власти могут приветствовать решение Каримова о создании транзитного коридора, но узбекский лидер выступил в Бухаресте еще и с предложением, которое не могло не привести Вашингтон в замешательство. А конкретно, он призвал к возобновлению переговорного процесса по достижению стабильности в Афганистане в формате "6+2". Этот формат действовал с 1997 года вплоть до трагических событий 11 сентября, и в его рамках деятельность по стабилизации ситуации в Афганистане осуществлялась совместными усилиями группы из шести сопредельных с Афганистаном стран - Китая, Ирана, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана - плюс США и Россия.

В своем выступлении в Бухаресте Каримов предложил преобразовать формат из "6+2" в "6+3", подключив к нему представителей НАТО. Россия поспешила поддержать предложение узбекского президента. Однако Соединенные Штаты, которым принадлежит главная роль в процессе стабилизации в Афганистане, определенно воспротивятся плану, предоставляющему право вмешиваться в этот процесс государствам, чьи интересы кардинальным образом расходятся с программой самого Вашингтона.

Помимо предложения о создании группы "6+3" имеются многочисленные признаки, которые дают основания полагать, что хотя Узбекистан и готов возобновить работу с Соединенными Штатами, он совсем необязательно является другом Вашингтона. Так, например, в ходе визита г-жи Спратлен в Ташкент сенат Узбекистана ратифицировал закон о присоединении страны к Договору о коллективной безопасности, главенствующая роль в котором принадлежит России. Момент, выбранный для принятия этого решения, похоже, призван подтвердить приверженность Ташкента тесному стратегическому сотрудничеству с Россией.

В своем выступлении на бухарестском саммите Каримов остановился на ряде других вопросов, могущих озадачить вашингтонских стратегов. Так, например, он призвал международное сообщество "уважать и поддерживать традиционные религиозные, национально-культурные ценности и обычаи многонационального народа Афганистана". На первый взгляд, правильность подобных слов очевидна, но при рассмотрении сквозь призму центральноазиатского авторитаризма, они могут быть восприняты как призыв отступиться от процесса демократизации в Афганистане.

Каримов также призвал предпринять совместные усилия по решению проблемы беззакония в зоне племен в соседнем с Афганистаном Пакистане. Исламские вооруженные формирования, включая и те, в которых действуют узбекские боевики, активизируют вооруженные операции на территории Афганистана и используют зоны племен в качестве своего прибежища. Пакистанский лидер Первез Мушарраф, продолжающий пользоваться поддержкой со стороны администрации Буша, но утрачивающий политические позиции внутри страны, не стремится предпринимать активных действий для решения этой проблемы. Но даже если Мушарраф на данном этапе и обладал бы соответствующей политической волей, то все равно остается неясным, сохранил ли он достаточно власти для проведения подобной контртеррористической операции в зоне племен.

Каримов был не единственным из центральноазиатских лидеров, присутствовавших на форуме в Бухаресте. На саммит приехал и руководитель Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов. Как сообщалось, в своем выступлении он проводил идею создания трубопровода, соединяющего Туркменистан со странами Южной Азии через Афганистан. По мнению туркменского президента, этот проект является способом форсировать экономическое возрождение раздираемой конфликтом страны.

Кроме того, в рамках форума НАТО у Бердымухаммедова состоялась встреча с президентом США Джорджем Бушем, администрация которого активно лоббирует план строительства транскаспийского газопровода для транспортировки туркменских энергоресурсов на рынки Западной Европы. Бердымухаммедов давно проявляет интерес к этому проекту, но упорно воздерживается от принятия на себя конкретных обязательств. Аналогичным образом он повел себя и в Бухаресте. "Туркменистан : остается привержен стратегии диверсификации поставок энергоносителей на мировые рынки", - сказал Бердымухаммедов Бушу, сообщает государственное ИА "Туркменистан Хабарлары".

Email this article 7.IV.2008 © Eurasianet

eurasianet.org

Предыдущая статьяУзбекистан: Вновь подорожали отопление, горячая вода и электроэнергия
Следующая статьяПентагон построит новый «шелковый путь»?