Провинциальный VIP
10.04.2008, Интернет-журнал "Оазис" ? 7 (75) Апрель 2008
Расул Ибрагимов (Алматы)
В Алматы состоялось воистину масштабное событие всепланетарного уровня - эстафета олимпийского огня. Впрочем, данный факел, зажженный в Греции, и побывавший в Пекине, облетит еще 22 города на 5 континентах, прежде чем откроет 8 августа 29 Олимпийские игры. В эстафете примут участие 20 тысяч факелоносцев, среди которых оказались и казахстанцы. Тот факт, что Казахстан стал первым в маршруте этого мега-символа мира - безусловно, большая честь. Все прошло мирно и мило - все-таки 4,5 тысячи полицейских стерегли порядок, дороги были перекрыты, вдоль дорог - нарядные граждане с флажками, в финале - стандартный концерт на площади. На этом восторги заканчиваются.
Во-первых, нетрудно догадаться, кто из казахстанцев по умолчанию был первым факелоносцем. Разумеется, Президент страны Нурсултан Назарбаев. Человек, тотально любящий спорт, занимающийся им регулярно, даже не очень олимпийским гольфом. Хотя, если честно, можно было бы быть поскромнее - например, чтобы первыми факелоносцами были спортсмены, олимпийские чемпионы, коих в стране немало. А эдак двенадцатым - глава государства. Тогда бы западные СМИ воспели еще и его скромность, помимо факта эстафеты и участия в нем президента. И куда смотрели пиарщики? Конечно, спортсмены участвовали в процессии - боксеры, борцы, легкоатлеты и даже байкер. Ну ладно, это логично. Но в эстафету были вовлечены и певцы, почему-то, причем, не все спортивные и не все высокого уровня. Ну, пусть певцы, их вроде народ любит. Слушать. Частично. Но вот элитные чиновники зачем? Управляющий делами президента, глава государственного агентства по регулированию естественных монополий, министр обороны, а также средний зять президента, возглавляющий ассоциацию нефтяных компаний. Формально - они руководят спортивными федерациями. Но при этом понятно, почему именно они были выбраны, а не руководители других федераций. Да уж, все хотят попасть в историю, украсить семейные фотоальбомы. Оказывается, одна из участниц даже скрыла от организаторов эстафеты свою беременность, чтобы приобщиться к действу.
Отбор, судя по всему, все же был жесткий - алматинская мэрия, национальный олимпийский комитет и спонсоры выбрали 82 человека из 15 миллионов населения страны. Похлеще конкурса в МГИМО во времена СССР.
В дни эстафеты олимпийский факел в Казахстане стал чем-то вроде фетиша. Элита активно пыталась проникнуться олимпийским духом, приняв участие в пробеге, все были взбудоражены перспективой быть причастным, войти широким шагом в историю, так сказать. Факел взбудоражил умы казахстанцев престижностью и масштабом, притупив чувство меры и скромности. Что ж поделать, нечасто к нам захаживают олимпийские огни. Эх, провинция. Психологический аналог описывался в литературе - гоголевский «Ревизор», например, или ажиотаж, вызванный приездом Паратова в «Бесприданнице» Островского. Что-то похожее в Казахстане было, когда приезжал Паоло Коэльо - все знали, мало кто читал, но не пообщаться со знаменитостью было дурным тоном. После этого, кстати, бразилец, удачно «продающий» давно известные и даже тривиальные мудрости, написал книгу с казахстанскими реалиями. А говорят, что искусство бесценно.
Кстати, в России, тоже, к слову, оказавшейся провинциальной до неприличия, именно на ВИП-уровне - вместе со спортсменами захотели потрогать мега-фетиш глава Сбербанка Герман Греф, глава ВТБ Андрей Костин.
Как тут не вспомнить традиции цивилизованных стран - в Лондоне факел доверяют нести известным спортсменам, артистам, но не политикам. А в Австралии даже есть запрет называть улицы и города именами политиков, печатать их изображение на купюрах. Ибо все в политике преходяще, а достоинство на дороге не валяется.
Кстати, привычно гнусным в Алматы во время факельного шествия выглядело добровольно-принудительное привлечение в массовку студентов, учителей и других бюджетников. Без этого у нас не обходится - ни выборы, ни олимпизм.
Еще один нюанс - во многих странах мира возмущены политикой Китая в Тибете, призывают бойкотировать Пекин-2008. Конечно, спорт и политика - разные вещи, но понятно также и то, что такое мероприятие как Олимпиада, тем более в Китае, проект, скорее политический. В Казахстане, кстати, про Тибет, проблемы малых народов, сепаратизм и тому подобное забыли и даже не вспоминали. Здесь Китаю благодарны за факел, а, в свою очередь, Китай - «Нурсултану Назарбаеву за успешное проведение эстафеты олимпийского огня в Алматы».
Ху Цзиньтао, глава КНР, воспел в своем обращении к казахстанскому коллеге - участие того в церемонии. Теперь «китайская сторона готова дальше способствовать углублению стратегического партнерства между Китаем и Казахстаном».
«Вместе с огнем в Алматы мы привезли симпатии китайского народа к народу Казахстана и нашу любовь к Олимпийским играм, - сказал вице-президент оргкомитета Олимпиады Чжан Сяою сразу по приезду в аэропорт южной столицы». Стандартная цитата из СМИ, «срез» уверенно растущего древа отношений между странами. В ответ - не менее живописная цитата главы Казахстана: «То, что после Пекина первым и главным пунктом стал город Алматы, - это доброе отношение нашего великого соседа, Китайской Народной Республики, и личное отношение к Казахстану и ко мне лично председателя Китая господина Ху Цзиньтао. И мы благодарны за такую оценку и такие дружеские чувства к Казахстану!»
По-дружески подсказывать, что Олимпиада - это спорт и где-то шоу-бизнес, а не политика и ярмарка тщеславия, китайские друзья не стали.
В свою очередь, в Казахстане не стали заморачиваться по поводу этнических школ, где преподают на языках нацменьшинств, например. Так называемый уйгурский вопрос, актуальный и для КНР, у нас в стране усугубляют сами чиновники. Выпускники уйгурских и других нерусских и неказахских школ - не допускаются, например, к единому национальному тестированию (ЕНТ), необходимому для поступления в вузы. Выпускники этих школ готовы сдавать тесты, но не имеют права. В итоге они отсекаются от высшего образования, а этнические школы перестают быть востребованными.
Чиновники от образования даже не пытаются вспомнить аксиому, что фундамент для экстремизма - необразованные, безработные, ущемленные в правах люди.
Впрочем, удивляться не приходится - столь неявная адекватность казахстанских чиновников проявляется во всех сферах - от образования и здравоохранения, до экономики и масс-медиа. По количеству абсурда мы можем смело претендовать на Книгу рекордов Гиннеса.
Достаточно вспомнить, например, 20% ограничения владения СМИ иностранцами, о которых недавно в очередной раз скептически высказалась даже Дарига Назарбаева. Эту цифру объясняют, как известно, интересами национальной безопасности. Как ее высчитали, великая тайна. Дочь Президента по этому поводу резонно заметила: «пресловутый тезис о спасении государственной безопасности, мягко говоря, смешон в эпоху развития спутникового цифрового телевидения и радио, Интернета, глобализации информационного пространства. Политика бесконечных ограничений в наибольшей степени подрывает национальную безопасность, делая неконкурентоспособным отечественную теле- и радиоиндустрию».
В категорию абсурдных можно занести очень многое в Казахстане. Навскидку. Бесконечно перемещение топ-чиновников с поста на пост. Был Акимом, стал премьером, наоборот, потом министром. Ротация, напоминающая известную басню Крылова. Или тенденцию по национализации экономики - во всех сферах государство заходит в отрасли ведущим игроком, создавая госхолдинги, заодно губя конкуренцию, качество и потворствуя коррупции. Зачем нужна была болезненная приватизация когда-то, тоже великая тайна.
Что поделать: в провинции часто так - тихо, спокойно, воровато, все знают всё и всё понимают, но важно, чтобы выглядело прилично; возмутители спокойствия не приветствуются, а люди с идеями уезжают в столицы.