CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.org.ru

Пугающие урановые амбиции Казахстана

11 апреля 2008

Пугающие урановые амбиции Казахстана

11 Apr 2008, eurasia.org.ru

Среднеазиатская страна собирается стать мировым лидером в производстве урана. Ее близость к таким горячим точкам, как Пакистан и Афганистан, способна многих напугать.

Несколько месяцев назад поезд, направлявшийся из Киргизстана в Иран, был повернут на узбекской границе после того, как в нем обнаружили высокорадиоактивные материалы. Он уже проехал через юг Казахстана, и на границе в нем ничего опасного не обнаружили

Киргизские власти мало сообщали об инциденте, но он породил призрак ядерной контрабанды в регионе как раз в то время, когда Казахстан выдвинул амбициозный план стать крупнейшим в мире поставщиком урана.

Такой ничейный радиоактивный материал, особенно обогащенный уран, свободно перемещается по Средней Азии и, возможно, спокойно пересекает границы.

В январском интервью арабской ежедневнику «al Hayat» Мохаммед ЭльБарадеи, генеральный директор МАГАТЭ, назвал Казахстан среди четырех государств, где случается большинство инцидентов с ядерным траффиком. Он указал, что подобный материал можно использовать для создания «грязной бомбы».

Пока ядерная энергия вновь пробивает себе путь в мировую картину энергетики, урановый вклад Казахстана может стать тем же, чем стали 70 лет назад нефтяные месторождения Саудовской Аравии, и начать питать новое поколение реакторов. Но некоторые считают, что эти резервы - как и планы этой страны начать собственную ядерную программу - могут сделать мир менее безопасным.

Большие планы

Уже являясь лидирующим производителем урана, Казахстан хочет доминировать на рынке к 2010 году. И он собирается перейти от обычной продажи сырого урана к экспорту ядерного топлива.

Казахстан имеет вторые по объемам запасы урана в мире вслед за австралией. В прошлом году он произвел более 6000 тонн. В этом году планирует произвести 9600 тонн, а к 2010-му - 15 000 тонн, больше, чем любая другая страна.

«Этот сектор даст Казахстану огромное геополитическое влияние в мире. Если убрать Казахстан, мировая ядерная индустрия рухнет», - сказал президент Казатомпрома Мухтар Джакишев.

Эта страна уже экспортирует урановые окатыши в Россию и недавно договорилась с китайскими и японскими фирмами об отсылке ядерного топлива на новые рынки.

Казатомпром подсчитал, что к 2030 году, когда заработают по всему миру ядерные станции, которые пока находятся в стадии проекта, бюджет Казахстана может получать 15 миллиардов ежегодно от экспорта ядерного топлива, втрое больше того, что можно выручить от продажи сырого урана.

«После распада Советского Союза цикл топливного производства нарушился», - сказал Джакишев. Казахстан быстро собрал обломки. Вместе с канадской компанией Cameco он построил конверсионную фабрику на Ульбе в восточном Казахстане.

В 2006 году Казахстан и Россия согласились начать обогащение казахского урана на международном обогатительном центре в Сибири. Сделка 2007 года с «Тошибой» о приобретении 10 процентов Westinghouse, лидера в производстве ядерных реакторов, дали Казатомпрому доступ к производству

тепловыделяющей сборки ядерного реактора.

В то же время Казахстан рассматривает собственную ядерную программу как шанс стать энергетически независимым. Власти возлагают свои надежды на новое поколение реакторов, которое может использовать и перерабатывать топливо, уменьшив радиоактивные отходы.

Но если интенсивное производство урана и ядерной энергии может облегчить мировую нехватку энергии, они также могут принести еще одну головную боль, особенно в регионе, близком к горячим точкам.

В прошлом году «Гринпис» и другие группы защитников окружающей среды выразили беспокойство относительно ядерного распространения из-за сделки с Westinghouse. Они посчитали, что она может угрожать глобальной безопасности, если Казахстан в будущем станет нестабильным, и террористы смогут овладеть технологией производства «грязной бомбы».

Джакишев назвал эти страхи необоснованными: «Производство тепловыделяющей сборки не имеет ничего общего с ядерным оружием».

Ренселар Ли, эксперт по ядерной безопасности из Исследовательского института по международной политике в США, соглашается: «Сейчас Казахстан стабилен, и в ближайшее время я не вижу серьезной угрозы, связанной с приобретением Казахстаном ядерной технологии».

Технология включает новые реакторы, которые, по словам Джакишева, много безопаснее своих предшественников. Они могут выключаться автоматически в случае террористической атаки. Он привел в пример субмарину «Курск», затонувшую в 2000 году, когда внутри нее сработала торпеда. «Никто не заглушал реактор. Он выключился сам без утечки радиации», - сказал Джакишев.

Но беспокойства это не заглушило, особенно учитывая, что киргизский поезд проехал через Казахстан с радиоактивным материалом, и никто этого не обнаружил.

В докладе 2007 года Тогжан Касенова из Центра Джеймса Мартина по изучению нераспространения в Монтерее, Калифорния, написала: «Среди среднеазиатских государств Казахстан обладает самой развитой системой контроля за экспортом, и это единственная страна в числе тех, кто контролирует международный экспорт (Группа поставщиков ядерного оборудования). Но даже в Казахстане есть возможности для улучшения ситуации».

Согласно Джакишеву, урановые шахты Казахстана не представляют угрозы. «Если даже уран украдут из шахт и перевезут через границу, его нельзя использовать для создания «грязной бомбы», потому что в нем очень низкий уровень радиации».

Юрий Васильев из казахстанского института ядерной энергетики сказал: «Грязная бомба» требует более высокого обогащения, выше на 20 процентов, и это невозможно без специального оборудования, которого в Казахстане нет».

Но планы страны построить реакторы нового поколения упростят и эту проблему. Переработанное топливо, которое они смогут использовать - это плутоний, а его можно получить из отработанного ядерного топлива. «И это явное следствия ядерного распространения, поскольку сделать бомбу из плутониевого топлива гораздо проще», - говорит Энтони Фроггатт, специалист по ядерной энергетике из лондонского Chatham House.

Помимо контрабанды, по словам Касеновой, существует угроза, что коррупция в Казахстане может привести к несоблюдению мер безопасности. Но она добавляет, что монопольный статус Казатомпрома способен уменьшить риск - ведь промахи одной организации куда легче проследить.

Несмотря на все это, многие все еще смотрят на новый проект Казахстана с опаской. Если дело касается ядерных материалов, на кону оказывается целый мир, а не только Казахстан.

Business Week, перевод сайта kaztoday 11 Apr 2008

eurasia.org.ru

Предыдущая статьяОбраз современного Казахстана в России.
Следующая статьяОтложенный Nabucco